105 дней между Землей и Марсом
В Московском институте медико-биологических проблем сегодня завершился полет на Марс. Уникальный российско-европейский эксперимент в земных условиях имитировал долгое космическое путешествие. Экипаж, состоящий из четырех россиян, француза и немца, провел 105 суток в полной изоляции в макете космического корабля.
Впрочем, для ученых это лишь промежуточный этап. Полученные результаты пригодятся для подготовки более масштабного эксперимента — условного пилотируемого полета продолжительностью в полтора года.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг поинтересовался у вышедших на свободу космонавтов, готовы ли они рискнуть еще раз.
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, наука по-прежнему не знает. Впрочем, искать ответы на эти ответы теперь будет куда проще. Жилой отсек, складские помещения, спортзал, нечто вроде столовой — это почти точная копия реального космического корабля, разве что без эффекта невесомости. В таких условиях участники испытаний провели здесь 104 дня 23 часа и 45 минут. До «выхода» на Землю остается 15 минут.
То, что недавно казалось уделом писателей-фантастов, теперь можно увидеть воочию. В Российском институте медико-биологических проблем посчитали, что именно так будут выглядеть модули, которые еще при нашей жизни начнут выполнять межпланетные полеты.
Первый продолжительный эксперимент перед покорением Марса и естественно-научный, и психологический. Как выдержит 105 суток испытаний на 100 квадратных метрах команда добровольцев из трёх стран, в которой лишь один — профессиональный космонавт?
Сергей Нефёдов, герой России, испытатель: «Этот эксперимент начинался с той байки, которая существовала в народе – однажды собрались немец, француз и русский…»
За право участия в уникальном проекте и 15 тысяч евро билось несколько тысяч соискателей. В российском экспериментальном комплексе в итоге оказалось шесть человек. За 3,5 месяца автономной жизни, без солнечного света и без единой вылазки наружу, они поставили 72 научных опыта, сымитировали и испытали с десяток возможных отказов на станции — от проблем с герметичностью до потери связи с Землей.
И хотя от зеленой травы, что, конечно же, снилась им вместо рокота космодрома, марсонавтов отделяло всего несколько метров, самим им казалось, что они и впрямь улетели к Ккрасной планете.
Игорь Ушаков, директор Института медико-биологических проблем РАН: "На заключительной, третьей стадии была связь с задержкой порядка 40 минут и отсутствие голосовой связи».
Последние секунды перед открытием капсулы… Этого мига между прошлым и будущим вместе с учеными и журналистами точно так же, с замиранием сердца, ждут родные и близкие участников экспедиции. Наташа, русская невеста инженера Бундесвера Оливера Кинкеля, тоскует по жениху на немецком.
Наталья, невеста Оливера Кинкеля: «С самого начала меня мучила неопределенность: что с ним происходит, как он? Мне с трудом удавалось отвлечься от этих мыслей. Помогали друзья, я ездила к своей семье в Сибирь. Они знакомы с Оливером и поддерживали меня. Но все равно меня тревожили сомнения, чем закончится эта история».
31 марта они заходили внутрь: веселыми и решительными. А вышли сегодня растерянными, расшатанными, робко ступающими по открытому залу и — ошарашенными. Такого внимания прессы давно не получал ни один настоящий космонавт. Но тут все строго по уставу.
Сергей Рязанский, участник эксперимента: «Экипаж «Марс-105» эксперимент с 105-суточной изоляцией успешно закончил».
Они мечтали об отпуске и свежем воздухе. Но оказалось, отдыха не будет: три недели участники эксперимента будут находиться под наблюдением врачей, ученых и журналистов. Они ведь не только ставили опыты, они и сами подопытные.
Сергей Рязанский, участник эксперимента: «Мечтаем немножко отдохнуть, получить хотя бы один выходной, ну, может быть, два, в ближайшие три недели. У нас на ближайшие три недели все расписано: фоновое обследование, обсуждение, встречи с журналистами. А потом мы собираемся к Форнье на свадьбу, если его невеста еще не передумала».
Свадьбу уже очень скоро сыграют французский участник проекта Кирилл Форнье и его невеста. Сегодняшний день стал самым счастливым в ее жизни.
Орли Жорас, невеста Кирилла Форнье: «Для меня это было очень, очень долго. Каждая минута, как мне казалось, увеличилась вдвое. А за 105 дней расставания чувства только обострились».
Первый крупный международный эксперимент, связанный с освоением Марса, позади, но программа «Марс-500» лишь начинается. Уже в следующем году здесь же, в куда более экстремальных условиях, максимально приближенных к реальному полету на Марс, окажутся новые добровольцы. Правда, продлится очередное марсианское заточение уже не 105, а 520 суток.
Телекомпания "НТВ" от 14 июля 2009 года
http://www.ntv.ru/novosti/168824/print/
|