Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish  
 
ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский

Одной ногой на Марсе

Шесть высоких красивых мужчин в васильково-синей форме в надписью Mars500 широко улыбаются, сидя за длинным столом конференц-зала в институте медико-биологических проблем РАН. Через пару часов они зайдут в космический корабль и отправятся на Марс. Это случится минимум лет через 20.

А пока шестеро добровольцев – четверо россиян и два европейца – предвкушают начало эксперимента: 105 дней они проведут бок о бок в специальном наземном комплексе, расположенном на территории ИМБП, имитируя настоящую космическую экспедицию. Это второй этап масштабной программы МАРС-500.

В состав экспериментальной группы входят 34-летний москвич Сергей Рязанский (космонавт-исследователь, биохимик, сотрудник ИМБП), 37-летний Олег Артемьев из Королева Московской области (космонавт-испытатель РКК "Энергия"), 25-летний Алексей Шпаков из г. Великие Луки (специалист по физической культуре и спорту) и 33-летний москвич Алексей Баранов (врач - уролог и онколог). Сорокалетнего француза Сирилла Фурнье - пилота Air France – здесь любовно называют Кириллом. Он светится от радости как мальчишка, чья мечта вот-вот сбудется и обещает, что к «возвращению» будет отвечать на вопросы журналистов на беглом русском. Кроме того рассказывает, что по окончании эксперимента женится и уже пригласил на свадьбу своих коллег по проекту. Оливер Кникель - 28летний военный инженер Бундесвера – неоднократно делает акцент на том, что 105 дней вместе с одними и теми же людьми – серьезное испытание, но положительного, разумеется, больше – ведь это уникальная возможно пообщаться с людьми с самым разным социальным опытом. Сергей Рязанский добавляет: «У нас, может быть, появится музыкальная группа: гитара, клавиши, гармошка и баночки с разными жидкостями, которые в качестве ритм-секции использовать можно». Капитан «марсонавтов» периодически поглядывает на растяжку с портретом Юрия Гагарина, висящую в зале. Словно беря у него благословение.

- Нельзя сказать, что мы делаем первый шаг на Марсе. Но мы уже поднимаем ногу.

Все по-взрослому. Никаких мобильных телефонов и интернета. Но в то же время никакой невесомости и радиации. Пока на них будут изучать особенности работы экипажа в условиях полной изоляции – в первую очередь возможности психофизической адаптации команды, взаимодействия экипажа с центром управления при измененных условиях коммуникации – включая 20минутную задержку радиосигнала.

Из шести тысяч заявок на участие в эксперименте, три тысячи прислали девушки. В итоге только одна из них прошла до самого конца – в резерве нынешней группы Марина Тугушева: в ноябре 2007 года она участвовала в первом этапе эксперимента, когда команда провела в изоляции 14 суток.

«Марсонавтов» провожают аплодисментами. Оливер Кникель, выходя из конференц-зала, успевает ответить еще на пару вопросов немецкой прессы, которой здесь, кажется, как минимум треть зала.

Места за столом занимают отцы проекта. Выглядит это так, словно мальчишек отправили во двор поиграть в «войнушку», разлили по стопкам, выдохнули и приготовились говорить о серьезном.

О том, что на Марс нужно лететь усилиями всего человечества, а не отдельно взятой страны, и кто бы ни говорил, что рано еще, но «когда-то ведь надо начинать». О том, какое это счастье, что есть финансирование. О том, что подобный проект – мечта любого ученого, потому что можно фиксировать все показатели «и на входе, и на выходе».

«Низкую орбиту мы не забросим!» - отметил начальник Управления пилотируемых программ Федерального космического агентства (Роскосмос) Алексей Краснов, комментируя планы по созданию на низкой орбите сборочно-экспериментальных комплексов для полета на Луну и Марс. Вице-президент РАН Анатолий Григорьев поведал о принципиально новых научных исследованиях, запланированных на грядущие 105 дней. «Экипаж будет спать на белье, пропитанном ионами серебра», - поделился с прессой академик. Вот вам и нанотехнологии в действии. Помимо этого на «борту марсианского корабля» будут изучать протеом – полный комплекс белков в организме. На данном этапе это одна из важнейших задач человечества. Григорьев пояснил, что «главная задача – изучение протеома здорового человека в необычных условиях». Также «на борту» установлен периферический томограф, необходимый для исследования структуры кости и, в перспективе, решения проблемы остеопороза (вымывания кальция из кости) – с этой болезнью сталкиваются многие участники длительных пилотируемых полетов.

В корпусе, где непосредственно расположен нелетающий космический корабль, всех заставляют надень бахилы и фильтрующую маску – несколько более современную версию марлевой повязки. Экипаж долго фотографируют и в последний раз расспрашивают о том, что «марсиане-волонтеры» чувствуют перед отправлением в научное реалити-заточение.

Последним из шестерых в модуль заходит Олег Артемьев. Когда за ним опечатывают дверь, кто-то из журналистов замечает: «Как будто на Байконуре. Раз - и вправду полетят».

14 июля марсонавты выйдут из земного корабля и еще две недели с них вновь будут снимать психофизиологические мерки. Третий, заключительный этап, эксперимента - 520 дней в «закрытом космосе» - планируется начать в конце текущего года.

Гая Марина Гарбарук

Газета "Новые хроники" от 3 апреля 2009 года
http://novchronic.ru/3332.htm

____________________________________________________________________________________________________________________________
 
© ГНЦ РФ – ИМБП РАН
© Разработка и дизайн: Олег Волошин