В Институте медико-биологических проблем начался уникальный эксперимент
|
Сформирована группа, которая пройдет испытания по моделированию полета на Марс |
|
Еще несколько лет назад этот эксперимент назвали бы реальной фантастикой. Международный космический экипаж взошел на борт марсианского корабля и начал подготовку к моделированию полета к Красной планете.
Во время эксперимента марсонавтам предстоит провести уникальные опыты, в том числе исследование протеома (полный комплекс белков) здорового человека в необычных условиях. По словам руководителей проекта "Марс-500" - это одна из самых главных научных задач человечества, решив которую перед землянами откроются совершенно новые возможности.
Репортаж Александра Коневича.
Их уже прозвали "великолепной шестeркой" - четыре россиянина, причем трое - профессиональные космонавты, правда еще ни разу не летавшие в космос, француз и немец. И именно Оливер Кникель, бывший десантник, а сейчас военный инженер сил национальной безопасности Германии, лучше всех описал состояние экипажа перед стартом, пускай и условным.
Оливер Кникель, участник проекта "Марс-500": "Ощущения как перед чемпионатом мира, в котором ты участвуешь. Волнение есть, но не терпится поскорее выйти на поле".
Эксперимент "Марс-500" - это наземная имитация полета к Красной планете. На стартовавшем сегодня этапе экипаж из шести человек должен провести в полной изоляции 105 дней и ночей.
Специально для эксперимента построили целый комплекс из нескольких экспериментальных установок (сокращенно ЭУ), цифра обознает объем каждой из них. Больше всего времени участники воображаемого "полeта" проведут в бытовом модуле, здесь 6 индивидуальных кают, комната отдыха, кухня и главный пульт управления. В ЭУ-100 находится оборудование для медицинских и психологических исследований. И, наконец, самая большая установка - для хранения продовольствия, одежды и всего остального, что может понадобиться в таком долгом путешествии.
Борис Моруков, летчик-космонавт, директор проекта "Марс-500", заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН: "Для марсианского полета характерна значительно более строгая изоляция и автономность. Если в орбитальном полете у нас много на себя берет Земля - выдаeт команды по управлению комплексом, анализирует ситуацию на борту, консультирует экипаж постоянно, то в межпланетной экспедиции это невозможно. Экипаж должен выполнять все сам".
Это с МКС можно связаться практически в любое время, но до станции всего-то 340 километров. А минимальное расстояние до Марса - почти 56 миллионов километров. Так что сигнал, отправленный с Земли, участники настоящего полета получат лишь через 20 минут. У экипажа псевдополета в случае со связью тоже все по-настоящему. Никаких звонков родственникам - только электронная почта. Но чем занять свободное время, они уже придумали.
Сергей Рязанский, командир экипажа "Марс-105": "У нас внутри намечается, по-моему, хорошая музыкальная группа. Потому что гитара, клавиши, губная гармошка есть и баночки для разных жидкостей, которые можно использовать как музыкальные инструменты".
Хоть командир экипажа так лукаво улыбался, говоря про баночки для жидкостей, на борту, конечно же, не будет никаких горячительных напитков - все как у настоящих космонавтов. Даже доклад перед ненастоящим стартом.
Они еще сфотографировались у входа и попрощались с журналистами на три с лишним месяца.
И сразу же изображение с 20 видеокамер, установленных внутри "марсолeта", появилось в подмосковном Центре управления полетами.
Анатолий Перминов, глава Роскосмоса: "По результатам первого 105-суточного, так называемого наземного полета, мы посмотрим, доработаем ряд элементов и объявим набор на 500-суточный полет".
Главный этап эксперимента начнется в конце года, его участникам предстоит провести в наземном испытательном комплексе 520 суток. По мнению ученых, именно столько времени понадобится для реального полета на Марс - имеется ввиду дорога туда-обратно и месяц на высадку.
Правда, настоящая экспедиция на Красную планету состоится в лучшем случае лет через 20, не раньше. Но как бы там ни было, а результаты эксперимента "Марс-500" все равно очень важны для науки, потому что прежние полеты на станцию "Мир" и нынешние на МКС не сравнятся с тем, что предстоит испытать участникам марсианского путешествия.
Александр Коневич
"Первый канал" от 31 марта 2009 года
http://www.1tv.ru/news/techno/140943
|