Когда-то я выписывал замечательный журнал "Юный техник" и как сейчас помню одну статью (естественно, с красочными иллюстрациями), в которой рассказывалось про проект "Биосфера-2". Смысл его заключался в том, что на площади 12700 м2 была выстроена закрытая структура, в которой воссоздавались условия тропического леса, океана с коралловыми рифами, саванны и прочих земных экосистем.
Научный центр "Биосфера-2"
В "Биосфере-2" в течении нескольких месяцев жили люди и животные, а учёные получали важную информацию о жизни на Земле. Также, проект помог моделировать условия глобального потепления, а также исследовать возможность постройки закрытых биосфер во время колонизации космоса.
Впрочем, если говорить о колонизации космоса, то более конкретный эксперимент проводится сейчас в России и называется он "Марс-500". О создании какой-либо закрытой экосистемы речь тут не идёт и посвящён он, как нетрудно догадаться из названия, подготовке к полёту человека на Марс.
Сейчас он находится на второй стадии, в ходе которой шесть человек проведут 105 дней в небольшом замкнутом пространстве, имитирующем условия, с которыми столкнутся космонавты при полёте на Красную планету. Во время этого эксперимента специалисты изучат особенности физиологической и психологической адаптации человека к такой среде обитания, проверят медико-техническое оборудование и средства обеспечения жизнедеятельности. Общаться "с домом" испытуемые будут посредством электронной почты, а питаться - практически так же, как и обитатели МКС. В дальнейшем планируется и третья стадия исследования, в ходе которой люди будут изолированы в "космическом корабле" на 520 дней (время, необходимое для полёта к Марсу и обратно).
Интерьер каюты
С первого взгляда может показаться, что особого смысла в эксперименте нет, так как на Земле невозможно воссоздать длительное пребывание человека в состоянии невесомости. Да и вообще, действительно ли это делается для того, чтобы подготовить людей к полёту на Марс или просто нам решили показать, что в российской науке всё-таки что-то да происходит?
Именно с этими вопросами мы обратились к сотруднику Института медико-биологических проблем РАН Олегу Волошину, который имеет прямое отношение к проекту. И вот, что он рассказал.
"По поводу реальности запуска людей к Марсу ситуация следующая. При любом раскладе Россия не потянет такой проект самостоятельно (это все, слава богу, понимают), а значит, это будет международный полет. Далее, у Роскосмоса уже есть достаточно детальный проект межпланетного экспедиционного комплекса, есть расчеты траекторий и тому подобное. Есть так же определенные космические сроки окон, когда расстояния между планетами минимально. Так что думаю, что полет таки-состоится, ориентировочно в 2030-40 годах.
Проект "Марс-500" не является простой пиар-компанией. Это большой российский проект с широким международным участием (ESA, DLR, ASI, NSBRI - вот небольшой перечень иностранных партнеров проекта). И хотя он является отдельным проектом, он также является частью вышеозначенного проекта Роскосмоса, и частью весьма значительной, ибо он призван ответить на ряд специфических медико-биологических вопросов, на которые у нас (у землян вообще, а не только у России) пока нет ответов.
Интерьер жилого блока
Связано это с тем, что межпланетные полеты кардинальным образом отличаются от привычных сегодня орбитальных. Это и отсутствие допоставок (всего - от еды до атмосферы), и полная автономия экипажа (на орбите экипаж выполняет распоряжения наземного ЦУПа, а в случае межпланетного полета ЦУП будет выполнять роль советчика, все решения будут приниматься уже самим экипажем), и задержки связи в результате удаления от Земли, и радиация, и отсутствие магнитного поля, есть и ещё много других отличий.
К чему я это всё говорю? К тому, что отсутствие силы тяжести - далеко не самое главное. То, что современные средства профилактики невесомости в космосе позволяют предотвратить проблемы и обеспечивают сохранение всех функций и здоровья у человека, уже доказал российский космонавт Валерий Поляков, пробывший на орбите 438 суток.
Тем не менее, один из сателлитных экспериментов направлен на изучение влияния невесомости. Наземный эксперимент "Марс-500" в большей степени ориентирован на изучение человеческого фактора. Так что вопрос об эффективности воссоздания условий реального полета не совсем корректен. В подавляющем большинстве модельных экспериментов воссоздаются конкретные условия полета (согласно поставленным задачам), обеспечивающие получение адекватных результатов.
К примеру, в основном эксперименте мы не моделируем пожаробезопасную атмосферу корабля, для этого был проведен специальный сателлитный эксперимент, где ученые изучали воздействие именно такой атмосферы. Радиационные и гипомагнитные риски межпланетного полета также будут моделироваться, только не на людях, а на животных (обезьянах).
Зато в 105 и 520-суточных экспериментах будут точно воспроизводиться такие факторы, как ограниченный объём жилого пространства, ограниченные ресурсы, психологическая обстановка, задержки связи, информационный голод (в условиях эксперимента не будет никакого Интернета, только внутренняя электронная почта). Разумеется есть и такие факторы, которые будут воспроизводиться лишь частично.
Например - рацион питания хотя и является полностью разработанным для эксперимента, собственно продукты не являются "космической пищей" (то есть обезвоженной для облегчения веса). Потребление воды, кстати, будет ограничено, как и в реальном полете, однако водяная система не будет замкнутой. В целом, как у любой модели, у нашего эксперимента есть ряд неизбежных упрощений, в противном случае стоимость модельного эксперимента была бы равна стоимости реального полета на Марс. Однако адекватность такой модели (не забудьте - с учетом поставленных задач!) является весьма высокой."