Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish  
 
ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский

Экспедиция на Марс стартует 31 марта

105 дней экспериментальному экипажу придется "лететь" к Красной планете, не покидая Земли

Во вторник, 31 марта, стартует «полет на Марс». Шестеро мужчин - четверо россиян, француз и немец начнут наземный эксперимент, имитирующий межпланетный полет. Его придумали в московском Институте биомедицинских проблем (ИМБП). «Летать» экспериментаторы будут 105 суток, а ученые все это время станут копить и обрабатывать информацию, которая поможет в будущем эффективно провести основной эксперимент - второй «полет на Марс» длительностью уже 520 суток. Там все будет «по взрослому», то есть, ученые и «астронавты» в точности повторят все этапы настоящего пилотируемого полета на Марс. Жаль только, что мир не сможет наблюдать за экспериментом в прямом эфире. Дом-2 отдыхал бы.

Зачем все это?

Основные задачи эксперимента, как объясняют специалисты Института медико-биологических проблем таковы:

  • исследовать особенности физиологической и психологической адаптации человека к условиям длительного автономного функционирования;
  • изучить взаимодействия экипажа с персоналом центра управления;
  • проверить медико-техническое оборудование.

Вот счастливчики, которых отобрали для полета из многих претендентов:

1. Олег Артемьев космонавт-испытатель

2. Сергей Рязанский, космонавт-исследователь, член отряда космонавтов

3. Алексей Баранов, врач

4. Алексей Шпаков, специалист по физиологии и по физической культуре и спорту

5. Сирил Фурнье, гражданский летчик (Франция)

6. Оливер Кникель, военный инженер (Германия)

Еще двое россиян (одна из них женщина) и двое европейцев на последнем этапе были отсеяны.


Чисто мужская компания

Возглавляет проект Борис Моруков, доктор медицинских наук, космонавт-исследователь, заведующий отделом физиологии гомеостатических регуляций ГНЦ РФ ИМБП.

- Если бы позволяли технические возможности, - сказал он журналистам, - в эксперименте приняли бы участие все десять претендентов. Те, кто не прошел отбор, будут помогать проводить необходимые исследования, участвовать в психологической поддержке экипажа. 105-дневная имитация полета на Марс - одна из составляющих глобального проекта "Марс-500". Работы стартовали весной 2006 года. Сначала хотели шестерых испытателей сразу «запустить» на 520 суток, но позже решили, что торопиться не надо, и эксперимент разбили на два этапа.

Одна из важных особенностей настоящего полета на Марс, если он когда-то состоится, заключается в том, что радиосигнал с Земли до Марса доходит за 20 минут и столько же летит обратно. Следовательно, в любой экстренной ситуации управление с Земли будет «заторможенным», и космонавты должны будут рассчитывать только на себя.

Большие дискуссии вызвал вопрос – нужны ли в «полете» дамы? Одни считали их мощным стабилизирующим фактором, другие наоборот. Победили вторые. В результате, от услуг женщин решено было отказаться. Похоже, ученые вовремя вспомнили знамениты слова Королева - конструктора первой космической ракеты с женщиной на борту. Как известно, после возвращения Валентины Терешковой из космоса Королев сказал:

- Нет, космос – не для женщин…

 

Кстати, в Институте для 105-дневного «полета на Марс» использовали уже имеющиеся модули макета будущего марсианского корабля, те, что создавались еще при Королеве. Правда, их основательно реконструировали.

- К трем модулям объемом 50, 100 и 150 кубических метров был пристроен новый, значительно более объемный - в 250 кубов, — рассказал анонимный источник в институте. - Теперь комплекс почти соответствует реальному марсианскому кораблю. 100-кубовый модуль отдан под медицинское оборудование и эксперименты. В 150-ти кубовом - космонавты станут жить, каждый в своей каюте, здесь же будет кают-компания. В самом большом 250-ти кубовом - склад с продуктами, оранжерея и комната для проведения физических упражнений. А самый маленький стал посадочной капсулой, рядом с которой, в ангаре, построен полигон, имитирующий часть марсианской поверхности.

 

В реальный полет возьмут других

Предполагается, что за месяцы пребывания в комплексе, экипаж приобретет богатейший опыт для межпланетного полета. Но вот пригодится ли он ему?

Сотрудник пресс-службы Российского центра подготовки космонавтов Юрий Григорьев в беседе с корреспондентом «Свободной прессы» довольно скептически высказался относительно перспектив участников эксперимента на реальный полет на Марс:

- Техника для такого полета будет готова лет через 20-30, поэтому наши первопроходцы вряд ли могут рассчитывать на участие в нем, - сказал он.

Добавим к этому, что уже в следующий – 520-ти суточный «полет» отправится уже другой экипаж.

Кстати, американское NASA планирует только к 2018 году отправить своих астронавтов на Луну, и лишь потом заняться подготовкой полета к Марсу. Сроки не уточняются, но, скорее всего, это будет совместный с Россией и другими странами проект, поскольку одной стране, даже такой, как США, потянуть его в одиночку весьма сложно. К тому же российские ученые после своих экспериментов, безусловно, получат богатейший материал.

Зарплата марсонавтов

Очень многих интересует сумма вознаграждения современных «марсонавтов»? На этот вопрос официальный представитель ИМБП Марк Белаковский ответил так:

- Каждого из шести участников "полета" ожидает денежное вознаграждение в размере 15,5 тысячи евро.

Согласно подписанному контракту, участники эксперимента имеют право покинуть модуль раньше срока, однако назад их уже не пустят.

- Эвакуация членов команды по причине болезни или по иным персональным причинам будет приравнена к выходу из эксперимента, - сообщили организаторы.

В отличие от полета на околоземной орбите, куда периодически космические грузовики доставляют, воду, продукты и новые научные модули, здесь все будет загружено заранее. Ни одна свежая посылка не сможет попасть внутрь.


Кто эти люди

Артемьев Олег Германович

Возраст — 37 лет. Постоянное место жительства: Московская область, город Королев. Профессия — инженер-техник. Образование. В 1986?1990 годах обучался в Таллинском политехникуме по специальности «электрооборудование промышленных предприятий и установок», техник-электрик. В 1992?1998 годах проходил обучение на дневном отделении МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «техника и физика низких температур», по окончании обучения присвоена специальность инженер-механик.

Опыт. В 1990 году работал электромонтером ПО (промышленного оборудования) на Государственном союзном заводе «Двигатель» им. В. И. Ленина. С 1990 по 1991 год служил в Советской Армии в качестве водителя-механика. С 1995 по 1999 год работал водителем АТХ МГТУ им. Н. Э. Баумана. С 1998 по 2003 год работал инженером ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева, специалист по внекорабельной деятельности. С 2003 по 2005 год был кандидатом в космонавты-испытатели ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева. С 2005 года по настоящее время является космонавтом-испытателем ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева. В ноябре 2007 года принимал участие в техническом эксперименте проекта «Марс-500».

Баранов Алексей Викторович

Возраст — 33 года. Постоянное место жительства — Москва. Профессия — врач. Образование. В 1992?1998 годах обучался в Московском медицинском стоматологическом институте им. Н. А. Семашко. С сентября 1998 года по август 2000 года проходил обучение в клинической ординатуре по урологии на кафедре урологии РМАПО. В 2007 года защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Опыт. С 2000 года работает в клинической больнице № 119 ФМБА России в должности врача-уролога.

Рязанский Сергей Николаевич

Возраст — 34 года. Постоянное место жительства — Москва. Профессия: биохимик, космонавт-исследователь. Образование. В 1996 году окончил биологический факультет Московского государственного университета по специальности «биохимия». В 1997?2000 годах проходил обучение в аспирантуре ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН.

Опыт. С 1996 года работал в ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН в должности младшего научного сотрудника, с 2001 года — научного сотрудника, а с 2003 года – старшего научного сотрудника. Принимал активное участие в испытаниях макетов бортовых средств профилактики, в ряде экспериментов с моделированием условий микрогравитации: гипокинезия, «сухая иммерсия», длительная изоляция. В 2002 году в качестве ответственного исполнителя был организатором эксперимента с семисуточной иммерсией, направленного на изучение профилактических свойств компенсатора опорной нагрузки. В течение ряда лет является членом биоэтической комиссии ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. В 2003 году был отобран в отряд космонавтов ГНЦ РФ — ИМБП РАН и, окончив общекосмическую подготовку, получил квалификацию «космонавт-исследователь». Награжден медалью им. Ю. А. Гагарина Федерации космонавтики России, сертификатом НАСА за личный вклад в работу по международному проекту «Бион-11» и дипломом за существенный вклад в международный 240?суточный наземный эксперимент с моделированием условий длительного космического полета SFINCSS. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук. В ноябре 2007 года в качестве командира экипажа принимал участие в техническом эксперименте проекта «Марс-500».

Шпаков Алексей Васильевич

Возраст — 25 лет. Постоянное место жительства: Псковская область, город Великие Луки. Профессия — специалист по физической культуре и спорту. Образование. В 2001?2006 годах проходил обучение в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта. В 2006 году поступил в очную аспирантуру ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН, работает над написанием кандидатской диссертации на тему «Механизмы влияний микрогравитации на биомеханические и кинематические характеристики локомоций».

Опыт. С 2006 года по настоящее время является лаборантом-исследователем отдела сенсомоторной физиологии и профилактики ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН.

Сириль Фурнье

Возраст — 40 лет. Национальность — француз. Постоянное место жительства — Париж, Франция. Профессия: пилот коммерческой авиалинии Air France, в настоящее время капитан аэробуса A 320.Образование. 1993?1996 годы — дипломированный инженер факультета точных наук и технологий института инженерных наук, Монтпилиер (ISIM). 1987?1990 годы — бакалавр физики и математики Южного университета Парижа.

Опыт. С апреля 1998 года — пилот коммерческой авиалинии Air France. Начинал как старший офицер аэробуса A 320, Fournier перевелся на аэробус A 340 в мае 2001 года. В апреле 2006 года получил чин капитана на аэробусе A 320. С апреля 2008 года — преподаватель курсов «Покорение самолета» компании Air France, которые помогают людям, испытывающим напряжение и страх перед полетом. У Фурнье также есть опыт работы конструктора — разработчика технологий обработки поверхностей компании Walther Trowal.

Оливер Кникель

Возраст — 28 лет. Национальность — немец. Постоянное место жительства — Гамбург, Германия. Профессия — военный инженер бундесвера. Образование. С марта 2008 года по настоящее время — заочное обучение по MBA в Международном управлении ESB Reutlingen. 2002?2006 годы — университетский диплом инженера-техника, Helmut-Schmidt-Universitat/Universitat der Bundeswehr, Гамбург. Специализируется на двигателях внутреннего сгорания, техническом сгорании и космической инженерии.

Опыт. В июле 1999 года вступил в ряды бундесвера как солдат 272?го противотанкового десантного батальона. Между 1999 и 2002 годом прошел подготовку с десантниками. С июня по сентябрь 2002 гда находился в составе 1?го пехотного батальона в Кабуле, в составе немецкого контингента Международных сил содействия безопасности НАТО (ISAF). С октября 2007 года — преподаватель математики, электротехники и механики в Technische Schule Landsysteme und Fachschule des Heeres fur Technik.


Схема модуля

1.

2.

Комплекс состоит из нескольких экспериментальных установок

1. Модуль ЭУ-50 - предназначен для имитации посадочного марсианского модуля с расчетом пребывания в нем 3 членов экипажа в течение 2-3 месяцев и включает в себя:

- жилой отсек, включая 3 спальных места и рабочую зону;

- кухню;

- санузел;

- два переходных шлюза с люками для перехода в модуль ЭУ-150 и в шлюзовую камеру имитатора марсианской поверхности;

- системы обеспечения жизнедеятельности.

2. Модуль ЭУ-100 - предназначен для проведения медицинских и психологических экспериментов и включает в себя:

- жилой отсек, включая 2 спальных места и рабочую зону;

- кухню-столовую;

- санузел;

- рабочие места с размещенной на них медицинской аппаратурой;

- переходной шлюз с люками, соединенный с модулем ЭУ-150;

- герметичную дверь в торце модуля и аварийный люк в противоположном торце модуля;

- системы обеспечения жизнедеятельности.

3. Модуль ЭУ-150 - предназначен для размещения и обитания 6 членов экипажа и включает в себя:

- 6 индивидуальных кают;

- кают-компанию для отдыха и общих сборов;

- кухню;

- санузел;

- главный пульт управления;

- три переходных шлюза с люками - торцевой для перехода в модуль ЭУ-50, торцевой для перехода в модуль ЭУ-100 и боковой для перехода в модуль ЭУ-250;

- системы обеспечения жизнедеятельности.

4. Модуль ЭУ-250 - предназначен для хранения продовольственных запасов, размещения экспериментальной оранжереи, одноразовой посуды, одежды и пр., включает в себя:

- холодильную камеру для хранения пищевых продуктов;

- хранилище со стеллажами для хранения продовольственных запасов, не требующих особых условий хранения, и одноразовой посуды и одежды;

- помещение экспериментальной оранжереи;

- тренажерный зал;

- шлюзовую камеру для удаления отходов;

- три герметичных двери – одна для соединения модуля со шлюзовым переходом в модуль ЭУ-150, две герметичных двери с металлическими лестницами в торцах модуля для предстартовой загрузки запаса продовольствия;

- системы обеспечения жизнедеятельности.

5. Модуль «Имитатор марсианской поверхности» - предназначен для имитации марсианской поверхности и включает в себя:

- имитатор марсианской поверхности представляющий негерметичный отсек, предназначенный для пребывания экипажа в скафандрах, изолирующих от внешней среды;

- герметичные лестницу и кессон, отделяющий модуль ИМП от модуля ЭУ-50 и имеющий кладовую для хранения скафандров, гардероб и переходной шлюз.

Александр Бушев

"Свободная пресса" от 30 марта 2009 года
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=6591

____________________________________________________________________________________________________________________________
 
© ГНЦ РФ – ИМБП РАН
© Разработка и дизайн: Олег Волошин