Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish  
 
ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский

Шейх Мусзафар Шукор: «Я бы хотел участвовать в эксперименте “Марс-500”»

…Высокий, смуглый, с белозубой улыбкой, с внешностью топ-модели и чувством стиля – Шейх Мусзафар Шукор неизменно пользуется популярностью у СМИ после появления на «космической сцене». С детства грезивший о космосе, этот 35-летний малайзиец осуществил свою мечту и не собирается останавливаться на достигнутом. После приземления на него лавиной обрушились предложения и просьбы об интервью и съемках – всем хотелось пообщаться с первым космонавтом Малайзии и опубликовать историю его восхождения на космический «Олимп».
По признанию Шейха, «Новости космонавтики» ему знакомы давно, и на протяжении всей подготовки в Звездном он просматривал свежие номера и брал оттуда необходимую для себя информацию.
Шейх Мусзафар Шукор дал журналу эксклюзивное интервью и предоставил фотографии из своего личного архива.

П. Шаров. «Новости космонавтики»

– Шейх, рад вновь тебя видеть, как настроение? Не устал от интервью, от журналистов?

– Привет! Настроение отличное, все хорошо.

– О твоей семье практически ничего не известно, расскажи о ней.

– Моя мама – домохозяйка, отец – организатор делового и жилищного строительства, он всегда очень заботился обо мне и помогал во всем. Отец для меня очень много сделал, и тем, чего мне удалось достичь, я во многом обязан именно ему. Я третий ребенок в семье, у меня четверо братьев. У нас отличные, братские отношения.

– В каком возрасте ты впервые заинтересовался космосом? Ты помнишь этот момент?

– Первый раз мне захотелось стать ангкасаваном (малайзийский космонавт. – Ред.) в 10 лет. В детстве я часто смотрел на небо, разглядывал звезды и задавался вопросом: есть ли там жизнь? Вообще это одна из причин, по которой я хотел стать ангкасаваном. Я очень хотел это знать… И с тех пор с мечтой о полете в космос я никогда не расставался…
…Когда пришло время выбирать профессию, я решил заниматься медициной. В течение 7 лет я учился в Индии, в медицинском колледже в г.Манипал, потом окончил Национальный университет Малайзии в Куала-Лумпуре. Сейчас я врач-ортопед Центрального госпиталя в Куала-Лумпуре.
…Мечтая о космосе, я все же думал, что все это нереально и моим надеждам не суждено сбыться. Ведь Малайзия имеет очень молодую национальную космическую программу – мы только в самом начале пути…
…И вот наконец мечта всей моей жизни сбылась! Я слетал в космос! Но это осуществилась не только моя личная мечта, а мечта всего малайзийского народа.
Должен сказать, что я просто восхищаюсь и преклоняюсь перед личностью первого космонавта Земли Юрия Гагарина: он вдохновил целое поколение советских людей. Русские сегодня обладают высокими технологиями, оставаясь «пионерами» в космонавтике. Я надеюсь стать для страны «малайзийским Гагариным», чтобы вдохновлять людей на достижение больших целей и осуществление мечты.

– Ты женат?

– Нет… Я заключил контракт с правительством Малайзии, согласно которому я не имею права на женитьбу в течение двух лет после вступления в национальную космическую программу. Это сделано для того, чтобы более внимательно сфокусироваться на важных вопросах, которые мне предстояло решить. То есть в 2009 г. уже будет можно (улыбается)...

– Какие у тебя хобби? Чем увлекаешься?

– Я люблю путешествовать, очень люблю дайвинг: совершаю погружения каждые три месяца – в Южной Африке, Азии, конечно, в Малайзии – у нас есть много островов, где можно «понырять», и в других странах. Люблю катание на лошадях, банджи-джампинг («тарзанка». – Ред.)… Вообще люблю исследовать мир. И вот теперь мне посчастливилось исследовать космос…

– Какое впечатление у тебя осталось от пребывания в нашей стране?
 

Пятеро братьев семьи Шукор

– Россия – очень красивая страна, у нее богатая история, культура, традиции, люди очень добрые и любящие. Но если не знаешь языка, то трудно в полной мере это оценить и друзьями по-настоящему не станешь (улыбается). Поэтому я обязательно продолжу изучать русский и поддерживать теплые отношения со всеми моими новыми друзьями.

– Я знаю, что раньше ты работал фотомоделью. Почему решил уйти из этого бизнеса?

– Ну, я люблю браться за те дела, которые могут показать, на что ты способен и чего стоишь в жизни. Да, действительно – последние два года я был в модельном бизнесе, снимался для разных шоу, в том числе телевизионных. Кроме этого, я занимаюсь ресторанным бизнесом: у меня есть свой собственный ресторан в Куала-Лумпуре.
…Однако после того как я сфокусировался на своей космической программе, мне пришлось временно приостановить занятия и тем, и другим. И пока у меня нет возможностей продолжать этим заниматься. В будущем, возможно, и продолжу. Но сейчас у меня другая цель…
Я вообще хочу сказать, что кем бы человек ни был – доктором, моделью, инженером, у него есть все шансы стать космонавтом или кем-то еще. Надо только верить в свою мечту.

Доктор Шейх Мусзафар Шукор

– Шейх, как проходила подготовка к полету в Звёздном, какие тренировки оказались самыми сложными для тебя?

– Отбор в Малайзии начался в 2005 г. На тот момент заявки подали 11425 кандидатов. Всем предстояло пройти медицину, психологические тесты и другие тренировки в России в ходе девяти стадий отбора. К октябрю 2006 г. осталось только двое…
И это все было очень интересно: зимнее выживание, морские тренировки в Севастополе… Были вращения на центрифуге, вращающемся кресле… Но самыми сложными для меня были морские тренировки, а также когда ты сидишь в «Союзе» на протяжении 2.5 часов при высокой температуре… Но каждый раз, когда я испытывал трудности, я думал о своей стране, о малайзийских людях, для которых я стану примером, и повторял себе: «Ты можешь это сделать, ты можешь это сделать!»

– После старта ты наверняка устремился к иллюминатору: как тебе Земля с такой высоты? Какие были первые чувства?

– Когда я первый раз взглянул на нашу планету со стороны, это было какое-то волшебство… На мгновение показалось, что мое сердце перестало биться, я не мог даже глазом моргнуть ни разу… Это потрясающе красиво, не описать словами… Я стал ближе к Богу, все, что я увидел, – это и есть Мироздание… Принципы моей жизни изменились, я стал по-другому смотреть на вещи: меня теперь не интересуют мелкие проблемы, я обеспокоен глобальными катастрофами, загрязнением атмосферы, голоданием в бедных странах, стихийными бедствиями… И я очень надеюсь, что буду принимать самое непосредственное участие в деятельности человечества по предотвращению всего этого.
Хотя я и раньше предпринимал подобные попытки. Например, в 2002 г. я побывал в Афганистане, был в Камбодже в 2003-м (Ш.М.Шукор принимал участие в деятельности малайзийской гуманитарной организации MERCY. – Ред.).

– Ты говорил, что хочешь еще раз слетать на МКС и пробыть там полгода, наравне с экипажами станции. Это действительно возможно, по-твоему? И когда?

– Да, я бы очень хотел! Насколько мне известно, Россия и Малайзия имеют планы по отправке еще одного ангкасавана в космос, поэтому не исключаю, что у меня будет такая возможность. А может, она будет уже у кого-то другого…

– Повлиял ли как-нибудь космический полет на твое здоровье? Как ты его перенес?

Морские тренировки произвели на Шейха особое впечатление



– Полет я перенес хорошо, никаких проблем у меня не было – ни со стороны вестибулярного аппарата, ни в процессе адаптации к невесомости, все было «о’кей». Считаю, что я просто рожден для полетов в космос! Все прошло классно – и старт, и полет, и посадка… В общем, я всем доволен.

– Ты мусульманин, и об этом много говорили в прессе до твоего старта. Да и дата запуска пришлась на Рамадан… Ты молился на станции, соблюдал ли какие-то другие мусульманские традиции?

– Да, действительно: я стал первым мусульманином, который полетел в космос в священный месяц Рамадан. Как и полагается, я соблюдал пост, ежедневно молился… На самом деле молиться в невесомости – это просто. Нужно закрепить неподвижно ноги, устремить взгляд с высоты на Мекку и совершать характерные движения. И Малайзия стала первой страной, которая смогла осуществить мечту всех мусульман. Я буду делиться своим уникальным опытом с верующими всего мира.

– Что в полете произвело самое сильное, неизгладимое впечатление?

– …Я думаю, это те незабываемые моменты, когда я смотрел на Землю в иллюминатор… Звезды, Луна… Все это настолько красиво и непередаваемо словами, что теряешь дар речи. И также меня впечатлило, когда я смог разглядеть из космоса свою родную страну, пролетая над ней… Я чувствовал тепло и любовь людей, которые меня ждали дома…

– …Вглядываясь в безбрежное небо и думая: «Где же там Шейх проплывает?»

– Именно так! (смеется), и в первую очередь – моя семья, мои братья – это для меня многое значит в жизни.

– У вас был баллистический спуск – не совсем обычное возвращение на Землю… Что ты чувствовал при спуске? Какие были перегрузки?

– Прежде всего надо сказать: инструкторы очень хорошо подготовили нас к полету, и из оборудования и экипировки у нас было все необходимое, чтобы выдержать даже баллистический спуск. Но ведь в то же время такие случаи довольно редки, и это опыт – спуститься на Землю по баллистической траектории, с высокой степенью риска. На самом деле события развивались очень быстро. Было трудно сконцентрироваться на каких-то одних ощущениях… Перегрузки такие, что тебя с силой вдавливает в кресло, трудно пошевелиться… И даже посадка – это удар о Землю в прямом смысле этого слова, хоть она и называется «мягкой».
Хочу поблагодарить свой экипаж, с которым возвращался на Землю, – Федора Юрчихина и Олега Котова. Они мне очень помогали на всех этапах полета, они настоящие профессионалы. Также огромное спасибо всем, кто меня готовил в Звездном городке, – без полученных знаний и опыта я бы просто не смог обойтись.

– У нас есть информация, что правительство Малайзии выразило желание купить спускаемый аппарат «Союза», на котором ты вернулся на Землю, чтобы демонстрировать его в образовательных целях у тебя на родине?

– Да, это действительно так. Не уверен, что уже подписаны соответствующие документы, но такое желание есть. Для Малайзии такой шаг является очень важным: это вдохновит людей на то, чтобы стремиться полететь в космос, чтобы малайзийцы знали, как в действительности происходит космический полет, как осуществляется посадка и т.д.
В будущем мы планируем создать в нашей стране музей космонавтики, чтобы экспонировать все наши достижения. В первую очередь, все это будут видеть дети – завтрашние ангкасаваны. Моих выступлений уже сейчас в Малайзии ждут в тысячах школ, и я хочу донести ребятам то, что каждый, абсолютно каждый из них может стать космонавтом. Мой полет – это прорыв Малайзии в космос, в будущее, это изменит жизнь моей страны. Это новая эра для нас. Да, до России нам пока еще далеко, но я верю в то, что мы будем развивать свою космическую программу и добьемся в этом больших успехов.

– Скажи, а как твой дублер Фаиз бин-Халид, есть ли у него шансы полететь в космос?

– Я думаю, есть. Мы тренировались наравне: Фаиз получил такой же большой опыт в Звездном городке на тренировках, как и я.

– Ты говорил, что своим примером будешь вдохновлять весь малайзийский народ для вовлечения в национальную космическую программу. Как именно ты собираешься это делать?

– Моя миссия заключается не в том, чтобы просто слетать в космос. Намного более важным для себя я считаю те дела, которые собираюсь сделать уже после полета и возвращения домой. И это намного сложнее. В первую очередь, я хочу изменить образ мышления малайзийцев, особенно молодого поколения – детей и подростков. Я попытаюсь донести до них, что они должны верить в себя и более усердно учиться, с интересом осваивать такие дисциплины, как математика и физика. Это поможет им в будущем стать отличными докторами, учеными и, конечно, ангкасаванами. У меня будут встречи в школах, учебных заведениях, на которых я постараюсь все это рассказать. Также я планирую работать в Малайзии с организациями аэрокосмической промышленности, чтобы они учитывали тот большой опыт, который накоплен в космонавтике Россией. Надеюсь, что в будущем у нас будет свой собственный корабль для полетов в космос.
Я также хочу продолжить заниматься любимым делом – быть врачом: проводить операции, работать с больными в клинике. Это мое призвание в жизни. И я уже соскучился по этому (улыбается). Но, конечно же, я хочу оставаться и «активным» космонавтом – продолжать тренировки, чтобы всегда быть готовым к новому космическому полету.

– Один из способов вдохновить и вовлечь людей в космонавтику – это дать им возможность увидеть Землю со стороны, то есть совершить частный полет в космос. Другими словами, как ты считаешь, есть ли перспектива у космического туризма?

– Это интересная идея! И будет здорово, если туристические полеты на орбиту станут доступными не только избранным, но и обычным людям, то есть массовыми. Но пока они слишком дорого стоят, к сожалению. Я слышал, что, по прогнозам экспертов, цена упадет в ближайшие 10–15 лет… Но увидеть планету с высоты, почувствовать, что такое невесомость, – это действительно дорогого стоит. Оно того стоит!

– Чего достигнет космонавтика в обозримом будущем, с твоей точки зрения?

– «Есть ли жизнь за пределами Земли?» Это вопрос для всех нас. Это то, ради чего мы осваиваем околоземное пространство, стремимся на Луну, на Марс… Американцы говорят, что вернутся на Луну уже в следующем десятилетии, русские готовятся к проведению эксперимента «Марс-500» по имитации реального полета на Марс… Думаю, у России есть все, чтобы воплотить мечту всего человечества в реальность: это опыт, технологии, большое стремление и моральная готовность… Кстати, в эксперименте «Марс-500» я бы хотел участвовать…

– Итак, твоя мечта сбылась – ты слетал в космос. А остались ли у тебя еще какие-нибудь неисполненные желания в жизни?

– Да. Например, я хочу стать пилотом и работать в Африке – помогать нуждающимся людям… Как уже говорил, я хочу, чтобы мусульмане всего мира объединились, верили в себя и свой успех. Это очень важно для меня.

Павел Шаров

"Новости космонавтики" №1/2008
http://novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/300/09.shtml

____________________________________________________________________________________________________________________________
 
© ГНЦ РФ – ИМБП РАН
© Разработка и дизайн: Олег Волошин