Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish

ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский Долетим ли мы до Марса?

Долетим ли мы до Марса?

Вопрос, вынесенный в заголовок, имеет и  продолжение: а хватит ли у нас сил вернуться? Поиск ответа может затянуться на многие годы. Но, тем не менее, уже идут соответствующие эксперименты. Так, в течение ближайшего месяца в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) пройдет медицинский эксперимент по разработке методов нехирургического лечения заболеваний, которые могут возникнуть в ходе длительной марсианской экспедиции.

Вряд ли что-то помешает человечеству организовать пилотируемые полеты к другим планетам. Однако наряду с чисто техническими проблемами существует проблема самого человека  как самого ценного и самого уязвимого звена в составе марсианской или другой экспедиции.

Все дело в том, что до сих пор медико-биологические проблемы пребывания человека в космосе рассматривались при условии лишь относительно длительных орбитальных полетов. А  при таком полете, случись, скажем, хирургическое заболевание, или возникни психологическая  проблема у экипажа, да откажи просто  какой-нибудь важный  узел в системе жизнеобеспечения (СЖО) орбитальной станции, корабля, есть возможность в кратчайшие сроки прервать полет и вернуть экипаж на Землю. При дальних космических странствиях такой возможности просто не существует. Таким образом, необходимо выработать  комплексную систему мер, которая позволит  человеку длительное время находиться в космосе и благополучно вернуться домой.

К сожалению, пока в этом деле больше вопросов, чем ответов.

Если учесть, что даже  марсианская эпопея займет не один год, то потребуется особая и весьма дорогостоящая  форма СЖО, представляющая собой автономную регенеративную модель с замкнутыми циклами кислорода и воды. На советском орбитальном комплексе «МИР» и на МКС в наши дни отрабатывались системы регенерации конденсата атмосферной  влаги, мочи и санитарно-гигиенической воды, но они для своего функционирования все равно нуждаются в периодическом пополнении некоторыми компонентами.

Если с техническими задачами разработчики марсианской программы рано или поздно, но справятся, то решить проблемы психологического аспекта такого полета гораздо сложнее. Удаленность от Земли, длительная автономность полета, пребывание в условиях ограниченного пространства, да еще в условиях микрогравитации, проблемы группового взаимодействия экипажа, значительный объем работ, как на борту, так и в открытом космосе, непредсказуемые ситуации, высокий уровень риска, чувство ответственности за судьбу экспедиции, наконец, могут серьезно повлиять на психическое состояние и работоспособность человека.

С другой стороны, «земля» мало чем сможет помочь экипажу в решении таких проблем. Ведь до сих пор психологическая поддержка космонавтов активно осуществлялась специальными наземными службами в условиях устойчивой связи и достаточного времени. Но как в районе  Марса, куда сигнал с Земли поступает с задержкой в 40 минут, а решения придется принимать, может быть, в считанные секунды, организовать видеосеансы с родными или передать на грузовом корабле или с экспедицией посещения письма, поздравительные открытки, газеты и подарки?  Даже элементарной радиосвязи может не быть достаточно долго...

Открытым остается вопрос инженерной психологии - взаимодействия человека и машины в системах контроля и управления. Ведь экипажу длительное время придется практически непрерывно обслуживать быстродействующую вычислительную технику и иметь дело с множеством агрегатов и механизмов.

При решении технических задач марсианской экспедиции необходимо создать такие машины, которые позволят  будущему оператору минута за минутой, день за днем и месяц за месяцем считывать показания приборов, проводить необходимые вычисления и принимать на их основе жизненно важные решения.

В свою очередь, от человека в длительном космическом полете потребуется развитое чувство времени и умение управлять темпом своей деятельности, развить в себе помехоустойчивость и устойчивость к монотонности. В стрессовой же ситуации выработать адекватную реакцию на опасность.

Получается, что еще задолго до начала самого марсианского  полета экипаж должен представлять сложившуюся и хорошо совместимую группу, отобранную на основе личностных особенностей, высокого профессионального уровня и работоспособности.

В ноябре 2007 года в ИМБП с участием шести добровольцев  прошел первый двухнедельный  этап комплексного эксперимента «Марс-500», заключительная часть которого предполагает в следующем году  максимально полную  наземную  имитацию марсианского полета в течение минимум  520 суток.

Несомненно, такое модулирование марсианской экспедиции позволит ответить на многие вопросы. Но ведь могут возникнуть и новые...