|
Тайна Красной планеты
Тайна Красной планеты
Пока ученые обсуждают, сколько на Марсе атмосферной влаги и строят гипотезы относительно того, живут ли там бактерии и если да, то какие, процесс превращения сказки в быль тоже на месте не стоит.
Перспектива полета к будоражащей земные умы планете — все ближе. Позади — первый этап эксперимента по подготовке пилотируемой миссии. Корреспондент НТВ Сергей Холошевский оценил результаты уникального опыта и прикинул, каковы шансы России обогнать Америку в марсианской гонке.
Советский аппарат «Марс-3» первым показал несколько секунд видеозаписи поверхности Марса, но потом вдруг исчез. Потом были еще десятки попыток с разной долей успеха и разочарования, пока американский марсоход «Спирит» (Spirit) не послал в эфир свой сигнал.
Испытатель Марина Тугушева показывает свою каюту: «В ней я прожила 14 суток. Минимум мебели, но жить в таких условиях можно».
В ноябре Марина «слетала» на Марс и вернулась обратно всего за две недели. Не выезжая из Москвы. Наземный модуль «марсолета» за глаза называют «бочкой». Так что теперь Марина, как Диоген, рассуждает о том, каково это — слетать на другую планету.
Марина Тугушева, испытатель: «Изоляция дает о себе знать, потому что ты находишься здесь круглыми сутками».
Две недели быть отрезанным от внешнего мира, питаться консервами, вместо душа — обтираться влажными салфетками, пить очищенную уже несколько раз воду и при этом много-много работать. Это еще «цветочки». Русские решили вернуться к своей марсианской программе и планируют запереть испытателей в наземном экспериментальном комплексе на 520 дней.
Виктор Баранов, руководитель проекта «Марс-500»: «520 суток — это достаточный срок для того, чтобы долететь до Марса. Месяц на то, чтобы там высадиться, месяц побыть и назад вернуться».
Все по-настоящему, кроме невесомости и радиации. Те же эксперименты, те же продукты, те же проблемы. Плюс сотни специалистов, которые с помощью телекамер круглосуточно следят не то что за каждым твоим движением, но даже за выражением твоего лица.
Борис Моруков, заместитель руководителя проекта «Марс-500» по науке: «Это первый реальный шаг. Картинок-то масса нарисована на компьютере, а здесь моделируются некоторые ситуации полета».
Четыре модуля, имитирующих межпланетный корабль, затерялись в огромных ангарах в неприметных зданиях посреди Москвы. Эксперимент «Марс-500» — это деньги Роскосмоса и Европейского агентства, помноженные на романтизм испытателей и конструкторов.
Евгений Дёмин, технический директор проекта «Марс-500»: «Следующий блок объемом 100 кубических метров — это медицинский отсек, потому что одним из условий этого эксперимента является наличие врача в составе экипажа. Это обязательное условие».
Евгений Дёмин начинал свою космическую карьеру 40 лет назад как раз с марсианской темы. Теперь, говорит, вернулся к истокам.
В 50-е годы вся страна смеялась над пьяным лектором из «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Наука пока не в курсе дела!» Но мало кто знал, что именно в этот момент Сергей Королёв уже разрабатывал основные принципы марсианской экспедиции.
О пилотируемом полете на Марс в СССР впервые заговорили еще в 1959-м. За два года до знаменитого гагаринского «Поехали!» В 71-м году в наземный экспериментальный комплекс вошли первые испытатели. Сначала на 50 суток, потом на 70, а потом на целый год.
Это со стороны кажется легко: сел и полетел. А что нужно брать с собой на Марс? Сколько понадобится воды, энергии, продовольствия, медикаментов? Белье, например, стирать или выбрасывать? А если вдруг зуб заболит? Смогут ли выдержать испытание женщины? И стоит ли их вообще включать в состав экипажа?
Вопросов тысячи, а ответов пока нет. Известно только одно — марсианскому экипажу рассчитывать на помощь с Земли не придется.
Сергей Рязанский, летчик-космонавт: «На наших кораблях, на нашей станции всегда есть возможность эвакуироваться в случае чего на Землю, выйти на связь. Здесь же, в этом полете, это будет абсолютно исключено».
Тем, кто готовится полететь на Марс, мало иметь идеальное здоровье. Специалисты говорят, что им важно знать о функциональных резервах человеческого организма. Шестерых претендентов (двое европейцев, остальные — из России) отбирают как настоящих космонавтов.
Похоже, что идея пилотируемого полета на Марс в последнее время снова становится популярной. В Канаде члены Всемирного марсианского общества отстроили полигон на месте падения метеорита и теперь тренируются носить тяжелые скафандры. Американцы, по призыву Буша-младшего, возобновили свою марсианскую программу. А русские затеяли интерактивное голосование.
Александр Грек, главный редактор журнала «Популярная механика»: «Полет Юрия Гагарина был для СССР грандиозной пиар-кампанией, благодаря которой у нашей страны сформировался положительный имидж. Может быть, полет на Марс станет такой же пиар-кампанией для России. Это было бы даже покруче олимпиады в Сочи».
Мечты, как говорят, для того и существуют, чтобы сбываться.
Сергей Холошевский
"НТВ" от 16 декабря 2007 года
http://news.ntv.ru/news/NewsPrint.jsp?nid=122709
|