Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish

ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский Межпланетная репетиция

Межпланетная репетиция

Когда время останавливается

В ходе наземного эксперимента «Марс-500» экипаж испытает на себе все неизведанные факторы длительного межпланетного перелета.

увеличить
Наземный эксперимент «Марс-500» пройдет в три этапа. Первым делом будет проведен 14-дневный технический эксперимент – запущены все системы жизнеобеспечения и связи, проверена работоспособность и надежность всей исследовательской аппаратуры. Чуть позже начнется первый 105-суточный эксперимент с экипажем, в ходе которого будет проведена селекция российских и европейских научных предложений для основной программы. 520-суточная имитация марсианской экспедиции начнется в конце 2008 года. При необходимости она может быть продлена до 700 суток.

К концу этого года в Институте медико-биологических проблем РАН завершится постройка и отладка экспериментального комплекса для наземной симуляции полета на Марс. Отважному экипажу из шести человек предстоит испытать на себе, каково это – покинуть Землю на срок от 520 до 700 дней, чтобы ступить на далекую красную планету. Эксперимент «Марс-500» поставит испытателей в условия, максимально приближенные к реальному межпланетному путешествию, включая замкнутую систему жизнеобеспечения, ограниченный запас провизии, акустическую среду. При этом главная особенность и сама суть эксперимента заключается в многомесячном одиночестве членов экипажа, работающих вдалеке от кипящей снаружи жизни. Ощутить искаженное течение времени внутри запертого наземного модуля нам помог опытный испытатель ИМБП Хайдер Хобихожин. Ниже – фрагменты его заключительного отчета о девятимесячном пребывании в симуляторе МКС SFINCSS-99 (Simulated Flight of International Crew on Space Station).

Время вне жизни

Первый день, проведенный внутри комплекса, и события, предшествовавшие ему, вспоминаются как в тумане. Только ночью пришло осознание действительности, вызвавшее небольшое чувство страха перед грядущими испытаниями и той бездной неизвестного, которая предстала перед нами. Это был простой ночной страх, а утром все встало на свои места. Начало было сумбурным, несмотря на подготовку, мы многого, как оказалось, не знали, а многое просто забыли. Первые три недели были отмечены фантастичной работоспособностью: мы без устали просиживали за компьютером часов по пятнадцать в сутки, постигая его и жадно впитывая всю ту информацию, которую он способен был дать. Мы находились в состоянии эйфории, вызванной резким переходом из нормальной жизни в условия эксперимента.

Буквально с первых минут изоляции создалась иллюзия сильного удаления от событий, происходивших непосредственно перед началом эксперимента. Ход времени приобрел совсем иной характер, оно как бы застыло в значении «сегодня». Ранее при участии в аналогичных работах я неоднократно замечал такое явление. Наиболее ярко оно проявилось в двух 120-суточных гипокинезиях. Антиортостатическая гипокинезия имитирует функционирование организма человека в невесомости, когда земная гравитация оказывает минимум влияния на циркуляцию крови. Испытатель в течение длительного периода живет (работает, отдыхает, ест, спит, отправляет естественные нужды) в положении лежа под отрицательным углом в 4,5–60 (голова оказывается ниже ног на несколько сантиметров). При этом запрещается заниматься физкультурой, сохраняется лишь простейшая двигательная активность на бытовом уровне. Жизнь в подобных условиях протекает неизменно в настоящем времени и включает в себя одновременно и вчера, и сегодня, и завтра. Сон перестает быть разделителем суток, он становится очередной короткой передышкой в ряду событий данного дня. Этим, видимо, объясняется его непродолжительность и дробность, когда для полноценного отдыха вполне хватает 4–5 часов ночного сна, а прихваченный иногда часик днем полностью восполняет его дефицит.

Одно из непременных условий жизни в эксперименте – монотонность существования. Она как бы охраняет испытателей, снижая значение каждого отдельного события, ставя его в ряд аналогичных неприметных мелочей. Вспоминая свое участие в гипокинезиях, я могу назвать несколько примеров разрушительного влияния положительных по сути событий, которые вызвали сильный стресс, поставив своей значимостью отметку во времени. Один из экспериментов начался среди зимы, на улице стояли жуткие морозы. Чтобы предохраниться от холода, идущего от окон, мы расположились вдоль противоположной стены. Весной же мы перебрались к столь вожделенным окнам, дабы иметь возможность любоваться буйством природы и просто улицей, которая была видна. Результат этого переселения был ужасен: мы не только не стали смотреть в окна, мы с неделю вообще ни на что смотреть не могли. Вторым примером может послужить мое душевное самочувствие после просмотра фильмов, регулярно привозимых к нам группой психологической поддержки. Сначала я, а потом и другие участники эксперимента отказались от этого сомнительного удовольствия.

Парадоксы времени сохраняются и по сей день: события, происходившие до эксперимента, кажутся очень далекими, а начало эксперимента было будто вчера. И все же упорный труд и тяга к познанию сделали свое дело: за первые три недели мы полностью адаптировались, освоились в хитростях проживания здесь, привыкли друг к другу. К этому моменту мы представляли уже монолитную команду, готовую к выполнению поставленных задач. Были распределены роли и обязанности, жизнь вошла в размеренное русло. Разумеется, это было только начало эксперимента. Нам предстояло знакомство с членами других экипажей и экспедиций (различных полов и национальностей), столкновения культур и характеров, конфликты и примирения, встречи и расставания, оставлявшие глубокие зарубки на временной линии нашего восьмимесячного одиночества.

И все же настоящий эксперимент начинается уже после выхода из «бочки». Испытателя ожидает очень сложный и длительный период возвращения в жизнь. За время эксперимента жизнь убегает далеко вперед, мы же остаемся в состоянии годичной давности. Люди, которые общаются с нами, с изумлением обнаруживают нас несколько странными, совершенно не подозревая, что мы находимся лишь на подходе к их жизни. Мы с досадой обнаруживаем, что дела, оставленные нами почти год назад, находятся сейчас в девственном, нетронутом виде, а решение их опоздало примерно на тот же срок. Мы резко ощущаем смену ритма жизни, нехватку размеренности, тишины и покоя, в которых мы обитали. Как сжатая пружина, мы раскручиваем наши эмоции, вырвавшись на свободу. Энергия этой пружины гораздо выше наших физических возможностей, и нас переполняет желание объять необъятное. Нереализованные желания вызывают дополнительный стресс. Я неоднократно преодолевал это и ничуть не жалею потраченного времени и сил.

С глубоким уважением, 214-й

Об отправке на Марс пилотируемой миссии читайте на сайте специального проекта журнала: «Наш Марс».

Требуются герои

увеличить
В настоящее время ведется поиск испытателей для эксперимента «Марс-500». Команда для предварительной 105-суточной имитации будет определена к концу года, основной и запасной экипажи 520-суточного эксперимента – значительно позже. Испытатели проходят строгий отбор по четырем основным критериям: здоровье, профессиональная подготовка, обучаемость и мотивация. Экипажу понадобятся практикующий врач с навыками экстренной помощи, врач-исследователь для проведения лабораторных анализов, биолог, специалисты по системам жизнеобеспечения, электронике и вычислительной технике, инженер-механик. Членам экипажа придется осваивать дублирование функций друг друга (например, врач-механик), для этого и нужна обучаемость. Что касается мотивации (не важно, материальной или идеологической), то организаторы эксперимента должны быть уверены, что испытатель не покинет комплекс досрочно.

Одни во Вселенной

Долгосрочные наземные эксперименты типа «МАРС-500»проводятся только в нашей стране.
увеличить
В силу уникальности исследовательского комплекса ИМБП почти каждый долгосрочный эксперимент института приобретает статус международного. В «Марс-500» принимают участие Европейское космическое агентство (за его испытателями будет закреплено два места в основном экипаже), космические агентства Германии и Канады, а также множество российских предприятий и институтов: РКК «Энергия», Центр подготовки космонавтов им. Гагарина, ЦУП и многие другие. Текущая задача ИМБП – распределить драгоценное рабочее время испытателей таким образом, чтобы провести как можно больше научных экспериментов для разных организаций. Важно составить программу так, чтобы эксперименты не оказывали взаимного влияния друг на друга

Именно для этого в далеком 1963 году Сергей Павлович Королев основал Институт медико-биологических проблем, в котором уже в 1971-м была проведена первая продолжительная (50 суток) имитация перелета к Марсу. Наземный экспериментальный комплекс (НЭК) – это лучшее место для отработки как аппаратных систем (жизнеобеспечения, освещения, связи), так и психологических аспектов жизнедеятельности космонавтов (численный, гендерный и национальный состав экипажа, организация рабочего времени и досуга, механизм принятия решений). Поэтому макет ТМК (тяжелый межпланетный корабль), он же по совместительству ТОС (тяжелая орбитальная станция), часто принимает российских и зарубежных испытателей. И все же эксперимент «Марс-500» будет кардинально отличаться от всех проведенных ранее.

Межпланетный полет имеет три ключевых отличия от орбитального. Во-первых, в ходе экспедиции экипаж невозможно эвакуировать с корабля (с МКС космонавт может эвакуироваться практически в любой момент). Во-вторых, на корабль невозможно доставить грузы, будь то продукты, медикаменты или запчасти. Наконец, значительное удаление от Земли влечет за собой задержку радиосигнала, которая может достигать 20 минут. Экстренные контакты с центром управления, консультации (например, технические и медицинские) в реальном времени становятся невозможны. Выход на связь будет осуществляться строго по расписанию – например, утром и вечером. Возможность экстренной связи сохранится, но с той же 20-минутной задержкой. Все это означает, что экипажу придется добиться небывалой автономности. Если раньше космонавты были лишь исполнителями приказов ЦУПа, теперь им придется принимать решения самим. Члены экипажа будут самостоятельно контролировать собственное состояние здоровья, следить за расходом провизии и расходных материалов, выполнять срочный ремонт, не дожидаясь консультаций со специалистами, производить микробиологический контроль в собственной лаборатории, не отправляя мазки на землю. Все это требует от космонавтов (а значит, и от испытателей) принципиально нового уровня профессионализма и самостоятельности.

Свобода взаперти

Эксперимент будет проходить в комплексе из пяти модулей общей площадью 550 м3: жилого (6 кают, кают-компания, кухня, главный пульт), бытового (тренажерный зал, оранжерея, хранилище запасов, холодильники), медицинского (с полным арсеналом диагностического, операционного и стоматологического оборудования), посадочного корабля и имитатора марсианской поверхности. Внутренности старого доброго ТМК будут полностью перестроены под нужды «Марс-500». Конфигурация модулей согласована с РКК «Энергия», значит, в реальной межпланетной экспедиции космонавты смогут рассчитывать на примерно такой же объем жилых и рабочих помещений.

Главная цель эксперимента – показать, что при ограничениях, накладываемых условиями межпланетного перелета, здоровье и уровень жизни членов экипажа остаются на приемлемом уровне. С технической точки зрения комплекс не будет повторять настоящий космический корабль, однако все факторы, влияющие на жизнь человека, будут прецизионно воссозданы. Например, на «Марс-500» будет использоваться система жизнеобеспечения полузамкнутого типа: воздух из модулей будет откачиваться, очищаться от вредных примесей, обогащаться кислородом, поступающим по газовой магистрали, и возвращаться обратно. По газовому составу «космический» воздух значительно отличается от привычного всем нам, причем не в лучшую сторону. По ГОСТу для космических систем содержание углекислого газа в воздухе может достигать 1%, а в повседневной жизни оно редко превышает 0,03%. Точно так же далеко не все продукты в рационе испытателей будут из числа «космических», но все они будут точно рассчитаны с точки зрения энергетической ценности, объема и сроков хранения.

Эксперимент планируется проводить по правилу: из комплекса можно извлекать предметы (медицинские анализы, отчеты испытателей, бытовой мусор), но нельзя в него ничего передавать. Все запасы: продукты питания, вода, медикаменты и прочее – будут собраны в бытовом модуле до начала программы и не будут пополняться.

У испытателей будет обычный восьмичасовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя и два выходных. Монотонность их существования в самые неожиданные моменты будут прерывать нештатные ситуации, заботливо сымитированные организаторами проекта. Эксперимент «Марс-500» наиболее интересен тем, что жизнь испытателей внутри комплекса практически невозможно регламентировать. Как рассказал нам технический руководитель проекта Евгений Павлович Дёмин, экипажу практически бесполезно что-либо запрещать. Несмотря на видеонаблюдение (только не в личных каютах) и регулярные отчеты, испытатель всегда может найти способ утаить что-то от центра управления, сделать что-то по-своему. Кроме того, наблюдать за свободными действиями команды намного более интересно и ценно, чем регламентировать каждый шаг. «Поэтому, – говорит Евгений Павлович, – мы порекомендуем испытателям ложиться спать в 23 часа, но не будем сами выключать им свет».

Благодарим технического руководителя проекта «Марс-500» Евгения Паловича Дёмина за подробный рассказ о деталях эксперимента.

Хайдер Хобихожин, Сергей Апресов