Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish

ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский 50 лет космической эры. Пора на Марс?

50 лет космической эры. Пора на Марс?

Накануне юбилея космической эры – 50-летия запуска первого искусственного спутника Земли фонд Дмитрия Зимина «Династия» и агентство «ИнформНаука» провели очередное научное кафе, посвященное проблемам освоения Марса. Оно традиционно прошло в кафе-клубе «Петрович» 2 октября.

Встреча ученых с журналистами прошла в рамках юбилейной «космической недели». Предстояло обсудить вопросы, которые уже пятый десяток лет не дают покоя человечеству. Есть ли жизнь на Марсе? Надо ли туда лететь человеку и если надо, то зачем? На научное кафе пришли ученые из Института космических исследований РАН, Института медико-биологических проблем РАН, Государственного астрономического института им.П.К.Штернберга МГУ.

Для начала ведущая Любовь Стрельникова (главный редактор журнала «Химия и жизнь» и агентства ИнформНаука) попросила журналистов ответить на вопрос: нужно ли человеку лететь на Марс и зачем?

Мнения были диаметрально противоположными. Аргументы «за»: загрузить космическую промышленность и работающих в ней людей, ответить на вопрос о «жизни на Марсе», сплотить человечество общей идеей, чтобы не воевало. Аргументы «против»: в ближайшие 50 лет человеку на Марсе делать нечего, полет на Марс не имеет ничего общего с наукой, это чистой воды романтика, которую человечество уже пережило.

А что думают ученые с высоты своего профессионального опыта?

Вячеслав Михайлович Линкин (Институт космических исследований РАН), главный разработчик «марсохода», считает, что научные задачи легче и эффективнее решать при помощи автоматов и роботов. «Хотя, - подчеркнул он, - у них есть все, кроме человеческого мозга, а он в марсианских условиях может пригодиться». С ним согласен и его коллега Олег Федосьевич Прилуцкий.

Убежденный сторонник полета на Марс – академик РАН, директор Института медико-биологических проблем Анатолий Иванович Григорьев: «Я убежден, что жизнь началась не на Земле. Поэтому очень важно понять - есть или была ли жизнь на Марсе. Я согласен с Циолковским, который верил, что когда-нибудь человечество будет жить за пределами Земли. Человек стремится к другим планетам, потому, что ему на Земле тесно. Так он устроен. К тому же человек – романтик. А что плохого в романтике?»

Владимир Георгиевич Сурдин (ГАИШ МГУ) в картинках показал , что мы знаем о Марсе на сегодняшний день. Он начал с того, что Марс – планета мелкая, даже? можно сказать, невзрачная, по сравнению с Землей и Венерой. Но у нее есть очень важное свойство – она, наряду с этими двумя, находится в потенциальном «поясе жизни» - области Солнечной Системы, где по физическим условиями возможно нахождение жидкой воды. Марс интересен своей геологией (если можно применить это слово к другой планете): на этой планете невероятно высокие горы – 24-26 километров, и кратеры четырехкилометровой глубины. На полюсах Марса – полярные шапки из замерзшей углекислоты, но летом углекислый газ выходит в атмосферу, а на полюсах что-то остается. Вероятно, это вода. На Марсе найдены области, где на большой глубине можно ожидать найти вечную мерзлоту. И вопрос о жизни на Марсе для специалистов-экзобиологов еще не закрыт. На Марсе еще масса непонятного. Например, загадочная «черная дыра», которые ученые обнаружили на склоне вулкана, но объяснить ее происхождение затрудняются. Владимир Сурдин напомнил, что первая автоматическая спускаемая станция, совершившая мягкую посадку на Марсе, была советской. По его твердому убеждению, исследование этой планеты при помощи автоматов уже дало и еще даст массу информации. Так что на научном кафе Сурдин взял на себя роль оппонента. Лететь на Марс людям не нужно, по крайней мере, в ближайшие 50 лет – вот его позиция.

Когда возникла идея полета на Марс? Евгений Павлович Демин (ИМБП РАН) напоминает, что первые планы появились еще в 60-е годы, причем тогда планировалось пребывание человека на Марсе в течение года с экспедицией по планете. Следующий план датируется 1987-88 годами, когда намеревались лететь на Марс с использованием солнечных батарей. Потом от этой идеи отказались. В общем, идея полета давняя и до нашего времени она претерпела существенные изменения.

Сегодня ученые считают, что прежде, чем лететь, необходимо моделировать марсианский полет на Земле. Подготовке и проведению такого эксперимента посвящен проект «Марс-500», осуществляемый Институтом медико-биологических проблем РАН при участии Европейского космического агентства. Этот проект представил его главный менеджер Марк Самуилович Белаковский. 520 суток проведут участники наземного эксперимента в специально построенном комплексе из нескольких герметичных, сообщающихся между собой модулей. В модулях предусмотрены индивидуальные каюты членов экипажа, кают-компания, рабочие места для проведения медико-биологических исследований, помещение для хранения и т.п. Модули оснащены системами аудио- и телевизионной связи. Внутри будет искусственный микроклимат. Один из модулей будет имитировать марсианскую поверхность, на которую «выйдут» три члена экипажа.

«Модельный полет» будет состоять из трех стадий: «полет» по трассе Земля-Марс - 250 суток; «пребывание на поверхности Марса» - до 30 суток (перед этим трое из членов экипажа будут находиться до 30 суток в условиях антиортостатической гипокинезии, имитирующей невесомость); «полет» по трассе Марс-Земля – 240 суток.

Во время «полета» участники будут работать в режиме 7-дневной недели с двумя выходными, иметь 8-часовой рабочий день, в течение которого будут заниматься обслуживанием систем, управлением «посадочным модулем», проводить научные исследования, медицинской контроль здоровья, физические тренировки и пр. Планируется моделирование нештатных и аварийных ситуаций, в частности, из-за отказа бортовых систем и оборудования. Питаться члены экипажа будут так же, как космонавты на МКС.

Основной эксперимент «МАРС -500» начнется в конце 2008 года. Но перед этим, в первом полугодии 2008 года, ученые проведут предварительный эксперимент в течение 105 суток.

«Конечно, любой модельный эксперимент имеет ограничения, – объясняет Виктор Михайлович Баранов, заместитель директора ИМБП, руководитель медицинского обеспечения проекта «Марс-500», - но основная задача нашего эксперимента – всестороннее изучение человека в условиях длительного полета. Поскольку человек – это главная составляющая полета».

О подборе экипажа «наземного полета» рассказал Борис Владимирович Моруков, космонавт-исследователь, начальник мандатной комиссии проекта «Марс-500». Экипаж будет международным, так же, как и экипаж настоящего марсианского полета. Планируют, что в него будут входить четыре россиянина и два европейца. От европейцев организаторы получили уже около 5 тысяч заявок. Отбор кандидатов идет по следующим специальностям: врачи, инженеры, биологи, специалисты по вычислительной технике. Кандидаты в возрасте 25-50 лет должны быть практически здоровыми, психологически устойчивыми, владеть как русским, так и английским языками. Список участников должен определиться к концу этого года, чтобы с начала следующего года они приступили к тренировкам. На научном кафе выступил и один из кандидатов – космонавт-исследователь и физиолог по специальности Сергей Рязанский. Наибольшее оживление вызвал, конечно, вопрос об участии женщин в полете, равно как и в модельном эксперименте. Мнения специалистов по этому вопросу диаметрально противоположны. Руководители проекта «Марс-500» подчеркивают, что главное для них – профессиональные качества участников, а не их половая принадлежность. Впрочем, Б.В.Моруков, имеющий опыт длительных изоляционных экспериментов с участием женщин и без них, вспоминает, что с женщинами было труднее. «А может быть, вы не тех женщин брали?» - предположила Любовь Стрельникова.

Еще один животрепещущий вопрос: сколько стоит модельный эксперимент и кто за него будет платить? Ответ держит главный менеджер проекта М.С.Белаковский: «Общая стоимость проекта – 15 млн долларов. Мы получили поддержку от Европейского космического агентства в размере 214 млн рублей, а также от Российской академии наук. Кроме того, мы объявили партнерскую программу, в которой могут участвовать самые разные организации со своими программами экспериментов. Можно обнародовать и сумму вознаграждения, которое получит каждый из участников: 105-суточного эксперимента – 15 тысяч евро, 520-суточного эксперимента – 55 тысяч евро».

«Остается ли сегодня актуальным соревнование стран: кто первым долетит до Марса?» - спрашивает Елена Чернышкова, директор фонда «Династия». «Если полетим, то вместе, - твердо отвечает академик Григорьев. – Полет к Марсу может быть только международным».

О главной опасности, с которой неизбежно столкнутся участники межпланетного полета, предупреждает Владимир Сурдин. Это – жесткое космическое излучение. Космонавт, вылетевший за пределы радиационных поясов Земли, получит дозу в 80 бэр в год (для сравнения, максимально допустимая доза для работников АЭС – 5 бэр в год). От такого излучения может защитить только толстый слой воды или другого водородосодержащего материала, который нереально поместить в стенки космического корабля. Другие виды защиты – сильное магнитное или электрическое поле вокруг корабля – на сегодняшний день еще технически невозможны.

В.М.Баранов возражает, что разрешенная доза для космонавтов составляет 36 бэр, а это уже сравнимые величины. Кроме того, есть способы повышения резистентности организма. А чтобы досконально исследовать воздействие такой радиации на организм, на Земле будет поставлен параллельный эксперимент на обезьянах: им придется испытать на себе «космические» уровни радиации, в то время как люди-испытатели будут отрабатывать все остальное.

В конце дискуссии вопрос «лететь – не лететь?» оставался не менее острым. Владимир Сурдин примерил на себя роль журналиста и стал задавать своим коллегам острые вопросы. Он напомнил, что сегодня в космосе летает только один (!) российский научный аппарат. А на деньги, затраченные на полет, можно будет послать на Марс 20-25 аппаратов. Но, как заметил Максим Борисов, «эти деньги из разных карманов. И если не готовить полет на Марс, это совсем не значит, что сэкономленные средства пойдут на науку. К сожалению…»

А человечество пусть лучше готовится к полету на планету имени бога войны, чем к войне на своей планете.

Российское агентство научных новостей " Информнаука" от 07.10.2007