Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish  
 
ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский 500 дней – полет нормальный 500 дней – полет нормальный

Накануне 50-летия космической эры человечество вновь заговорило о возможности в обозримом будущем штурмовать космос по новым маршрутам. В российском Институте медико-биологических проблем в следующем году стартует наземный эксперимент по отработке полета к Красной планете. Шесть добровольцев за щедрое вознаграждение будут находиться взаперти в полной изоляции от внешнего мира почти два года, чтобы выяснить - миссия на Марс выполнима?

Если смотреть на эту гигантскую "гравицапу" сверху, ни за что не догадаешься, что железная бочка, занимающая целое помещение в Институте медико-биологических проблем - "марсианский корабль". Внутри - как в подводной лодке. Пять сообщающихся между собой модулей соединены тяжеленными переборками, в каждом - автономный отсек. Вот здесь - будущие "марсиане" будут вести научно-исследовательскую работу, все вокруг опутано диковинными приборами и переплетено проводами. А здесь - самая настоящая кухня - только микроволновки не хватает, обещают завести что-то наподобие - только в космическом варианте. Тут они спят - на двухъярусных нарах - и снится им, понятно ,не рокот космодрома. А вот - самая нужная вещь на дальних перелетах - туалетная комната. Проходя из одного отсека в другой, невольно испытываешь космический трепет и вселенскую тоску - хоть во весь голос кричи - никто не услышит. Выбираться из модуля приходится по приставной лесенке. Чувства такие словно поучаствовал в съемках межгалактического реалити-шоу, где "последний герой" в качестве приза благополучно возвращается на Землю. В соседнем помещении можно увидеть остатки оранжереи. Когда в советское время задумывалось штурмовать космос в направлении Марса, предполагалось, что на борту экипаж будет сам выращивать для себя огурцы-помидоры и даже выкармливать перепелок в качестве хлеба насущного. Даже не верится что в основе марсианской конструкции лежит проект, который задумывался еще под руководством Сергея Королева в 60-е годы.

520 дней в полном заточении и практически без связи с внешним миром "экипажу" из шести человек придется провести на "борту" наземного комплекса во благо науки. Этот эксперимент россияне проводят совместно с Европейским космическим агентством, и когда объявили о наборе кандидатов, несколько тысяч жителей разных стран пожелали испытать себя в качестве странников во Вселенной. "Космическими отшельниками" станут всего шестеро счастливчиков. Предпочтение отдавали врачам, инженерам и ученым, владеющим английским и русским языками. Кандидаты должны быть морально устойчивыми и чисты перед Фемидой. А вот к здоровью требования чуть мягче, чем к космонавтам. Все-таки в состоянии невесомости им парить не придется. Научный эксперимент "Марс-500" задумывался для отработки длительного автономного полета. Перед основной миссией пройдет генеральная репетиция - две экспедиции по длительности в 105 суток. Старт намечен на середину следующего года. С этого времени марсианские отшельники будут полностью изолированы от внешнего мира, общаться можно только изредка по электронной почте. Одна из главных задач медиков, исследующих "рабочий материал" понять - как сработают резервы организма ,если их постоянно подстегивает стресс. "Земля", конечно, подстрахует. Но условия максимально приближены к "боевым". Сигнал из дальнего космоса до поверхности нашей планеты идет с задержкой почти в 40 минут. Для экстремальной ситуации - это очень долго. Вот почему "на борту" нужно собрать максимум полезной информации. Сам "полет" предполагает схему в несколько ступеней. Три "космонавта" десантируются на "поверхность" Марса, одного оставят "на стреме" во взлетно-посадочном модуле, а двое станут настоящими "марсианами"- погуляют по Красной планете. Один из модулей наземного комплекса имитирует деятельность на поверхности Марса.

Если кто-то из "экипажа" захочет выйти из игры, сделать он это сможет только в том случае, если его состояние резко ухудшится. Игра, кстати, стоит свеч. Сидеть год с лишним в заточении "космонавты" будут не бесплатно. В финале эксперимента каждый получит зарплату ,сравнимую с космическими командировочными. В зависимости от того какую программу "марсианин" выполнил персонально, ему заплатят от 20 до 40 тысяч евро. В дальнейшем планируется, что часть работ и информации полученной в ходе эксперимента переместится на МКС ,которую возможно сделают базой для отработки межпланетных перелетов.

Финансирование проекта "Марс-500" идет из государственного кармана, но помогают и спонсоры. Частники не просто пускают деньги на ветер, а участвуют в эксперименте со своими научными программами. Так что все по-честному. Уже сейчас умы ученых будоражит мысль продлить эксперимент до 700 суток, ведь настоящая миссия на Красную планету продлится 2-2,5 года. И проектов по преодолению маршрута Земля - Марс и дальнейшей деятельности на этой планете не один десяток во всем мире. Но марсианской гонки эксперты не прогнозируют, у каждой страны свой оригинальный план и технологические варианты его воплощения. Кстати, настоящий марсодром существуют за Полярным кругом на канадском острове Девон. Считается что природа там очень напоминает марсианскую. Атмосфера вот только плотнее. Зато микро-Марс исследуют на настоящих марсоходах и взлетно-посадочных модулях. Американцы после провала экспедиций в конце 90-х пересмотрели весь план покорения Марса. Теперь по планам - забор проб грунта в 2014-16 годах. Европейский план - создание на поверхности Марса сети станций для сбора сейсмической, метеорологической и геодезической информации.

В нашей стране первые проекты появились в конце 60-х. И не просто в виде романтических идей "И на Марсе будут яблони цвести", но и вполне реальных. Целы группы ученых решали задачи по преодолению препятствий на пути к освоению нашего космического соседа. Во-первых сам корабль должен весить 500 тонн, да еще сотни тонн топлива на борту. Ни одна из существующих ныне ракет-носителей не в силе поднять такого тяжеловеса. Поэтому строить гигантскую ракету для выведения в космос всего этого хозяйства нет смысла. Миссию решено отправлять по частям. Собирать модули на околоземной орбите и далее - отправлять экспрессом - взлетно-посадочный модуль , межпланетный буксир и корабль возвращения. После посадки по замыслам советских ученых остальное оборудование собирали на месте в виде "поезда", на котором и совершали путешествие от одного полюса Марса до другого. Сначала предполагалось, что ракета полетит на двигателях ,роль которых будут играть три реактора мощностью в 15 мегаватт ,потом их решено было заменить на солнечные батареи. В качестве исследовательского транспортного средства использовать хотели "Зонд" - корабль ,проектируемый для облета Луны. Американцы ,кстати, от идеи ядерных двигателей в своем марсианском проекте не отказались. А вот спустится ли человек на Марс, по крайней мере в первые миссии, пока под вопросом. Возможно вместо него будет действовать робот-манипулятор - "глаза и уши" космонавта". При этом миссия на Марс должна быть не опаснее командировки на МКС.

Для первопроходцев самым опасным врагом станет солнечная радиация. Как с ней бороться - сейчас думают ученые разных стран. Из опасных моментов еще сильные гравитационные перегрузки и психологические аспекты пребывания в замкнутом пространстве долгое время. Вопрос технологической надежности оборудования тоже не на последнем месте. Сейчас космонавты летают на небольших орбитах до 400 км, если случается какое-то ЧП, грузовик "Прогресс" может быстро доставить нужную деталь. Так уже случалось, например, с гироскопами. А в марсолет много запчастей не запихаешь.

Все это еще предстоит решать долгие годы. Космические руководители хотя и заявляют, что Марс - это их голубая мечта, но предостерегают от авантюризма на пути к ней. Стоит такая экспедиция примерно 50 миллиардов долларов. Может поэтому марсианские полеты отложены на несколько десятилетий. По-крайней мере в Федеральной космической программе России даже миссии на Луну до 2015 года в списках не значатся - слишком много земных проблем.

Всеволод Владимиров

"Новое время" от 3.10.2007
http://newtimes.ru/news/2007-10-03/2007-10-03-12

____________________________________________________________________________________________________________________________
 
© ГНЦ РФ – ИМБП РАН
© Разработка и дизайн: Олег Волошин