Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish  
 
ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский Здесь космос становится ближе

Здесь космос становится ближе

Остальному миру Удмуртия известна в первую очередь как родина автомата Калашникова. Но есть одна точка на карте, в которой наша республика знакома и с другой стороны.

Город Королев Московской области: здесь расположен российский (ЦУП) центр управления полетами. Специалистам ЦУПа прекрасно известно, кто оснастил первый советский спутник системой связи – коллектив ижевского мотозавода.

Каковы перспективы дальнейшего участия российских предприятий в программе освоения космоса, что дает освоение космического пространства человеку, может ли Россия самостоятельно реализовать масштабные проекты изучения внеземного пространства? На эти и другие вопросы нам любезно согласился ответить Всеволод Латышев, начальник информационного отдела ЦУП, академик Российской академии космонавтики. 

- Всеволод Петрович, в советские времена освоение космоса считалось одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Денег для этого не жалели. Сегодня другое время, бюджетные средства из чисто престижных соображений никто выделять не будет, необходимо убедить общественность, государственных деятелей в том, что деньги налогоплательщиков станут использоваться с выгодой. Скажите, приносит ли сегодня космос выгоду народному хозяйству России?

- Внешне ситуация выглядит парадоксально: с одной стороны, космос явной экономической отдачи не дает, а с другой – освоение и изучение внеземного пространства способно сыграть роль своеобразного локомотива, который может вытянуть за собой целые отрасли экономики.

- Даже на заделе советских времен?

- То, что мы сегодня якобы только проедаем наследие советских научно-технических достижений, – ложный стереотип общественного сознания. На самом деле российская наука не стоит на месте, мы активно используем и современные наработки. Но времена действительно изменились. Роскосмос при реализации любого проекта ставит задачу: бюджетные средства должны расходоваться наиболее эффективным образом, приносить непосредственную выгоду экономике страны. И сегодня повседневная жизнь десятков миллионов наших граждан просто немыслима без использования космической техники. Вы смотрите прямой репортаж о футбольном матче, который проходит где-нибудь в Южной Америке только благодаря отлично налаженной системе спутниковой связи. В ближайшем будущем планируется наладить серийное производство аппаратов сверхточной ориентации на местности (система ГЛОНАСС). Реализация направление ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли) просто незаменима с точки зрения предотвращения чрезвычайных ситуаций. Лазерное сканирование земной поверхности, например, позволяет с немыслимой ранее точностью предсказывать землетрясения. Я уже не говорю о таких обыденных ныне вещах, как топографическая съемка и геологическая разведка. Вот что дает человеку космос.

- Всеволод Петрович, все эти проекты, конечно, дают огромный экономический эффект. Но ведь освоение космоса – это не в последнюю очередь удовлетворение человеческого любопытства. Не слишком ли дорого оно обходится человечеству?

- Американцы в свое время подсчитали, что полеты на Луну по программе «Аполлон» обошлись их казне примерно в 27 млрд долларов. А экономический эффект от внедрения научных разработок, которые использовались астронавтами, оказался в десятки раз больше. Вот вам побочный эффект удовлетворения чувства любопытства. Сегодня на орбите работает 15-я основная экспедиция МКС. В ее программе проведение 47 научных экспериментов (это российская часть). Сейчас невозможно предсказать, какую выгоду и в какой отрасли эти эксперименты принесут. Но то, что она будет, – я уверен на все 100 процентов! Это подсказывает мне мой многолетний опыт работы в системе управления полетами космических аппаратов.

- Мы находимся как раз в зале управления полетами МКС. Вы нам показали другой зал, откуда проводилось управление полетами станции «Мир». Там не было ни одного человека, вся аппаратура находится в режиме ожидания, станция затоплена в Тихом океане. Скажите, сможет ли Россия снова запустить на орбиту свою собственную станцию?

- Затопление станции «Мир» командой «Герасим» повергло страну в шок (космонавты склонны к черному юмору не меньше, чем медики. – С. К.). Почему это произошло? Когда распался СССР, в обществе господствовало мнение, что экономика была доведена до кризиса из-за того, что деньги пропадали в трех черных дырах: сельском хозяйстве, оборонке и космосе. Государственное финансирование этих направлений было резко сокращено. И что мы получили? Снижение уровня обороноспособности страны, подрыв продовольственной безопасности России и угрожающее отставание от ведущих стран в научно-технической сфере. Досрочное затопление «Мира» - одно из последствий такой политики. Конечно, участие России в проекте МКС приносит нашей космической отрасли огромную пользу. Преимущества международной кооперации очевидны, соединены усилия 15 европейских стран, Канады, Японии, США и России. Мы имеем собственный сегмент на МКС (со временем на орбиту будут доставлены еще два российских модуля), а кроме того, активно используем свои транспортные возможности для доставки на орбиту людей и грузов из других стран. И в перспективе таких полетов будет больше, чем сейчас. А это серьезные деньги.

Что касается собственных проектов, то они имеются. Это, например, создание пилотируемого корабля для полетов вокруг Луны.

- Вокруг Луны – это впечатляет! Всеволод Петрович, а вы верите в то, что первыми на Марсе высадятся российские космонавты?

- Несмотря на то что мне многие годы приходится работать на космос, человек я достаточно приземленный. Сегодня действует проект «Марс-500», в его рамках проводятся эксперименты, которые должны показать, способен ли человек выдержать полет на протяжении 500 суток.

- Но ведь, если не ошибаюсь, наш космонавт Поляков уже налетал на орбитальной станции «Мир» 437 суток в течение одной экспедиции, чего еще нужно доказывать?

- Одно дело – орбитальный полет, когда мы проводим с экипажем более 10 сеансов связи в сутки. Во время околоземного полета имеется возможность для экстренной эвакуации экипажа в любое время суток. А другое дело – полет в дальний космос. По мере удаления от Земли радиосигнал запаздывает все больше (счет идет на минуты), соответственно усиливается эффект оторванности человека от родной планеты. И в рамках проекта «Марс-500», проведение которого запаланировано на будущий год, ЦУП обеспечит точное моделирование условий полета к Марсу и обратно, включая компьютерную имитацию окружающего корабль космического пространства, в том числе и задержку радиосигнала. Но полет на Марс – дело будущего. А мы сегодня активно развиваем другие интересные направления. Это, к примеру, проект «Морской старт». Его цель – запуск космических аппаратов с мобильной стартовой платформы морского базирования.

- А чем вас не устраивает Байконур?

- Дело в том, что максимальная приближенность к экватору существенно облегчает запуск в космос. А для того чтобы вывести спутник на геостационарную орбиту (в этом случае угловая скорость обращения аппарата вокруг Земли равна скорости вращения нашей планеты, он как бы висит над одной и той же точкой поверхности), его нужно поднять на высоту порядка 36 тысяч км. Здесь экваториальный запуск приносит огромный эффект. На базе морской самоходной нефтебуровой платформы построена стартовая платформа «Одиссей», специальное сборочно-командное судно используется в порту (Лонг-Бич, недалеко от Лос-Анджелеса) как сборочный цех, а в море оно выполняет функции центра управления пусками. Ракета «Зенит-3SL» способна вывести на геостационарную орбиту космический аппарат до 2 тонн. ЦУП из Королева осуществляет управление полетами. Проект работает с 1999 года, проведено уже более 20 запусков.

- Спутники запускаются на коммерческой основе?

- Разумеется. Ведь мы – организация не бюджетная. Задания для Роскосмоса мы выполняем на договорной основе.

- А бюджетное финансирование?

- Оно носит исключительно целевой характер. Например, мы хотим модернизировать ЦУП, а это весьма затратное мероприятие. Мы должны четко документально обосновать, на что мы предполагаем истратить государственные средства. Сегодня мы, например, стараемся поднять зарплату сотрудникам ЦУПа. И, поверьте, сделать это не просто.

- Неужели здесь так мало получают?

- Средняя оплата труда сотрудников ЦУПа примерно равна средней зарплате жителей Московской области (это около 15 тысяч рублей; для сравнения: официант ресторана «Макдоналдс» в Москве, от которой город Королев расположен в 8 километрах, получает 18 тысяч рублей в месяц. – С. К.). А между тем у нас работают уникальные специалисты, среди них много докторов наук, есть и академики РАН.

- Сейчас модно говорить о привлечении в наукоемкие отрасли частных инвестиций…

- Конечно, Роскосмос этим занимается. Самый очевидный пример – космический туризм. В рамках программы МКС на российских ракетах в космос слетали уже 11 зарубежных космонавтов и туристов из 8 стран. И такое путешествие обходится желающим очень дорого. Например, Марк Шаттлуорт из ЮАР…

- Его взяли в космос из-за космической фамилии?

- Нет, его взяли в космос потому, что он заплатил за подготовку к полету, доставку на орбиту и десятисуточное там пребывание сумму в 23 млн евро. Кстати, он принимал активное участие в проведении научных экспериментов. Сразу после возвращения он выразил желание совершить еще один полет. Но даже если он сможет заплатить – ему придется подождать не менее двух лет. Иногда и миллионерам приходится стоять в очереди. При этом, запуская в космос туристов, мы делаем это не в ущерб основным целям программы: транспортный корабль рассчитан на трех человек, так что места хватает и для любителей экзотических путешествий.

- Всеволод Петрович, неужели люди за удовлетворение своего любопытства готовы выкладывать такие деньги?

- Как видите, готовы. Но иногда космический визит способен принести и ощутимую коммерческую выгоду. Например, несколько лет назад японский космонавт с орбиты поздравил с Новым годом одну фирму. Естественно, это было сделано не бесплатно. Но рекламный эффект при этом превзошел самые смелые ожидания, название компании запомнилось десяткам миллионов покупателей. Но еще раз повторю: сиюминутная коммерческая выгода от освоения космоса – ничто по сравнению с теми перспективами, которые открываются перед наукой и техникой как результаты экспериментов, проводимых в орбитальных условиях. Есть проблемы, которые можно решить только в космосе. Имитация невесомости под водой или во время пикирования самолета все-таки не может считаться полноценной заменой невесомости орбитальной. А самые совершенные вакуумные установки тоже не могут воспроизвести космическую пустоту. Поэтому экономить на космосе нельзя, так же как нельзя экономить, например, на образовании. Ведь учителя вроде бы не производят материальный продукт, а между тем общество без образования перспектив не имеет.

- Раньше мальчишки мечтали стать космонавтами, а теперь, как правило, топ-менеджерами…

- Мы стараемся изменить эту печальную ситуацию. Например, в прошлом году около 8 тысяч школьников и студентов посетили ЦУП. А недавно мы даже организовали выезд 150 школьников нашего города на Байконур, где они стали свидетелями запуска космического аппарата. Администрация города выделила для этих целей необходимые средства.

- Всеволод Петрович, как вы оцениваете участие предприятий Удмуртии в реализации проектов Роскосмоса?

- Такие предприятия вашей республики, как ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ОАО «Ижевский радиозавод», принимают участие  в осуществлении ряда серьезных космических проектов. Мне неоднократно доводилось встречаться с ижевскими коллегами, я надеюсь, что совместная работа будет продолжаться и Удмуртия будет и дальше вносить свой вклад в освоение космического пространства.

- Кстати, о вкладе Удмуртии. У нас в республике многие считают, что Юрий Гагарин на самом деле родом из Удмуртии. Вы что-нибудь об этом знаете?

- Я прекрасно изучил биографию космонавта № 1, мне доводилось встречаться с матерью Юрия Алексеевича, но сведения об удмуртских корнях Гагарина для меня – новость. Хотя если вспомнить историю, восстановить пути переселения угро-финских народов по территории современной России, то окажется, что, если поскрести как следует биографию простого рязанского парня, там непременно обнаружатся удмуртские корни. Так что легенда имеет право на существование. Лишь бы в Татарстане, Башкирии или Якутии не обиделись.

Сергей Кравченко

«Известия Удмуртской Республики», 25.07.2007
http://www.izvestiaur.ru/society/view.html?itemid=361911

____________________________________________________________________________________________________________________________
 
© ГНЦ РФ – ИМБП РАН
© Разработка и дизайн: Олег Волошин