В центре Москвы построили Марсолет
В центре Москвы построили Марсолет
|
Внешне марсолет выглядит как вереница громадных цистерн. |
Корреспонденты «КП» побывали в только-только отстроенном модуле межпланетного космического корабля
Александр МИЛКУС, Схема Дмитрия СКРУЖАНСКОГО. Фото Анатолия ЖДАНОВА.
Вот уж не думал, что в пыльном ангаре среди разбросанных швеллеров и повсюду змеящегося кабеля меня замучает ностальгия! Восемь лет назад... Да, уже восемь лет прошло с тех пор, как мой экипаж здесь же отправлялся в свой полет. Не было скафандров, генералов с большими звездами на погонах и ракеты, окутанной предстартовым паром. Но был корабль, было полетное задание и трогательные проводы врачей и близких, будто мы и впрямь отправляемся к звездам.
Тогда, в 1999-м, в Институте медико-биологических проблем выясняли, как уживутся на Международной космической станции представители разных стран. «Основной экипаж» отсидел в «бочке» - специальной цистерне, оборудованной почти так же, как модуль космической станции, - девять месяцев. А наша тройка изображала экипаж посещения - новичков, «взрывающих» уже налаженный быт постоянной команды.
Под тот эксперимент приспособили «марсолет» - макет марсианского корабля, построенного в институте еще в 60-х годах по просьбе Королева. Помню, как удивляли меня поначалу пластиковые панели, тумблеры размером с палец, эбонитовые ручки и мягкий уголок, обтянутый дерматином.
И вот только теперь, в 2007-м, начинаются серьезные эксперименты, которые планировал еще Сергей Павлович.
Деревянное царство
«Корабль», который «полетит» на Марс, существенно больше нашего, который имитировал МКС. Оно и понятно - на марсианском должен быть склад с провиантом, запасами воды и воздуха почти на два года плюс емкости под топливо и пространства для занятий спортом. А институтские медики, чтобы эксперимент был уж по-настоящему межпланетным, заказали еще и модуль, имитирующий спускаемый аппарат. Он «отстыкуется» от корабля и «примарсится» в положенный срок на Красную планету. Общий объем марсолета, в котором предстоит хозяйничать экипажу марсианской экспедиции, - 550 кубов!
|
Каждый шаг испытателей 24 часа в день будут отслеживать видеокамеры. |
...Вспоминаю: так - сначала нога, потом плечо, потом втягиваю голову и уж затем завожу вторую ногу... Модули марсолета соединены, как положено, люками. Только вот космонавты в невесомости их пролетают, а на земле запросто и ушибов наделать. Пробираюсь в единственный, пока отремонтированный и подготовленный к полету базовый блок. От королевского марсолета здесь осталась только оболочка. Стены, двери, даже кровати - из дерева. Зачем? Объясняют: самый экологичный материал. А чтобы снизить опасность пожара, дерево обработано специальным составом. У командира каюта чуть побольше, чем у остальных. Но и тут все предельно скромно, по-спартански.
В экипаже будет шестеро, - рассказывает технический директор проекта Евгений ДЕМИН, - командир экспедиции, командир посадочного модуля, врач и трое исследователей. Поэтому испытателей набираем в основном из медиков, биологов, инженеров, специалистов по вычислительной технике.
- «Полет» на Марс - это как минимум 520 суток. Чем планируете занять людей во время этого перелета?
- Будет множество экспериментов. И медицинские, и психологические. А потом за кораблем ведь весь полет нужно будет следить - убирать, ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии оранжерею. И еще... - Тут Демин хитро прищурился: - На марсолете установим виртуальную систему жизнеобеспечения. Так что могут возникать «отказы» оборудования, и экипажу придется выходить из сложной ситуации. Скучно, уверяю, не будет. Плюс еще на корабле будет круглосуточное дежурство на командном пульте.
- Но тогда народ и готовить надо будет соответствующе...
|
Корреспондент «КП» Александр Милкус сам когда-то участвовал в схожем эксперименте. И убедился: при росте 184 см переходить из модуля в модуль не так-то просто! А «космонавтам» придется проползать здесь по многу раз в день. |
- Полгода перед отсидкой наши испытатели-добровольцы будут заниматься в Центре подготовки космонавтов, отрабатывать выход из нештатных ситуаций на реальных системах.
Ну а девушки?
Командир тогдашнего моего экипажа Таня Агапцева, отправляясь в душ, вешала на крышку люка полотенце, мол, мужики, вход закрыт. Будут ли в марсианском проекте женщины - неизвестно. Пока поступило 180 заявок от добровольцев из 26 стран. В том числе 19 - от девушек. Но вот пройдут ли они комиссию? Требования к здоровью испытателей жесткие, покруче, чем у космонавтов.
- А еще заявки принимаются? - поинтересовался я у главного менеджера проекта Марка БЕЛАКОВСКОГО.
- Да. Тем более что нам нужно не шесть испытателей, а восемнадцать...
- Дублеры?
- «Полетов» будет не один, а три. С ноября две недели один экипаж будет проверять, насколько модули готовы. Так сказать, «технический» полет. Потом, в начале 2008 года еще одна шестерка отправится «в космос» на 105 суток. Будем отрабатывать взаимодействие экипажа и центра управления «полетом», систему экспериментов. А уже в четвертом квартале 2008-го начнется сама экспедиция «Марс-500». 250 суток испытатели будут «лететь» к Марсу. Месяц находиться у Красной планеты. Модуль с разведчиками в это время будет «спущен на поверхность». И еще 240 суток - возвращение.
В основном «марсианском» экипаже двое добровольцев будут из стран Европейского Союза: Европейское космическое агентство - наш партнер по «Марсу-500».
- Командировочные за такой полет будут сравнимы с командировочными космонавтов?
- Мы предполагаем, что участники 105-суточной отсидки получат около 14 тысяч евро, 520-суточной - от 54 до 56 тысяч евро. Но это базовая сумма. За качественное выполнение программы предусмотрены бонусы, премии.
|
Кликните для увеличения. |
|
КСТАТИ
НАСА тоже серьезно готовится к марсианской экспедиции. Но вот что интересно: ни о каких экспериментах, подобных нашему «Марсу-500», из-за океана не слышно.
- Насколько я знаю, у США пока нет таких бортовых систем, как наши, - объясняет Демин. - А для их разработки нужен не один год. В наших экспериментах специалисты НАСА не участвуют.
"Комсомольская правда", 16.07.2007
http://www.kp.ru/daily/23934.5/70125/
|