Mars-500
Проект «Марс-500»
Имитация пилотируемого полета на Красную планету
РусскийEnglish  
 
ИМБП ИМБП
Проект Марс-500 Русский Марс зовет

Марс зовет

Если вы мечтаете полететь в космос, но у вас нет 20 миллионов долларов на оплату полета, вы все равно можете почувствовать себя «марсианином» и даже получить за это удовольствие деньги

 

(Фото: NASA TV/AP)
(Фото: NASA TV/AP)

Мечтающие о космосе, торопитесь! Буквально сейчас идет набор добровольцев для участия в научном российском эксперименте «Марс500». Это будет не настоящий полет, но очень точная его имитация: экипаж из шести человек проведет 520 дней в установке, повторяющей космический модуль. Конкурс на проведение эксперимента, объявленный в 2005 году Федеральным космическим агентством России, выиграл Государственный научный центр РФ - Институт медико-биологических проблем Российской академии наук (далее - ИМБП).

Каких берут в космонавты?

Честно говоря, отправляясь в ИМБП, автор этих строк хотел примериться - возьмут в космос или нет. Однако моя кандидатура сразу была оценена скептически: «Во-первых, вы не хотите». Это правда - не хочу: на ближайшие 520 дней у меня есть другие планы. А как предполагается, путь до Марса (около 57 миллионов километров) только в один конец займет 250 суток. Потом несколько членов экипажа «примарсятся» и около 30 суток проведут на условной поверхности планеты. Потом обратно - 240 суток. Таким образом, добровольцам нужно иметь как минимум полтора года свободного времени и очень большое желание. «А во-вторых, мы, конечно, отдадим предпочтение людям, которые имеют несколько специальностей - например, врача и инженера. Чтобы человек был технически грамотный и в случае чего мог оказать медицинскую помощь, - говорит заведующий отделом внедрения, реализации и пропаганды достижений ИМБП Марк Белаковский. - По разным прогнозам реальная экспедиция на Марс может состояться к 2020-2030 годам. До этого будет проведено примерно три эксперимента. Также параллельно пройдут так называемые сателлитные эксперименты - на растениях, животных».

Настоящую экспедицию на марс предварят примерно три имитационных полета. Во время испытаний добровольцы будут делать то же, что и космонавты: тренироваться... (Фото: ИМБП РАН РФ)
Настоящую экспедицию на марс предварят примерно три имитационных полета. Во время испытаний добровольцы будут делать то же, что и космонавты: тренироваться...
(Фото: ИМБП РАН РФ)

Марсианская программа имеет сегодня государственное значение. На строительство модуля, его техническое обеспечение и прочее из федерального бюджета уже выделено более 160 миллионов рублей. Впрочем, организаторы планируют привлечь и международных партнеров. По словам Марка Белаковского, ведутся переговоры с различными европейскими организациями: «Мы рассчитываем провести эксперимент в складчину - у нас уже имелся такой опыт в середине 90х, когда в России была сложная экономическая ситуация. Партнеры могут поучаствовать в организационной работе, в реконструкции объекта и так далее». Кроме того, приветствуются спонсоры, которые готовы предоставить для «полета» оборудование, бытовую технику, одежду, спортивную обувь, белье и продукты питания. В принципе членам экипажа понадобится все, чем мы пользуемся в нашей земной жизни, кроме алкоголя и сигарет. Кстати, у спонсоров потом будет масса возможностей для рекламных ходов, что-то вроде: «Наш творожок такой воздушный, что долетел до Марса!»

На сегодняшний день желающих полететь на Марс (хотя и условно) набралось 90 человек из 19 стран (Франция, Эстония, Иран и др.). В основном присылают анкеты мужчины, женщин всего восемь, есть одна семейная пара. Организаторов радует, что откликнулось очень много молодежи - хотя возраст кандидата ограничивается рамками 25-50 лет. «В эксперимент просится очень много народа, и для начала нужно разобраться в их мотивации, то есть совокупности их мотивов. А они могут быть самые разные, - говорит представитель пресс-службы ИМБП Лариса Чевелева. По ее словам, можно выделить три главных мотива. Первый - финансовый: участие в таком физически и психологически сложном эксперименте будет оплачиваться. Точная сумма пока не называется, но она должна быть значительной: все-таки люди оставляют работу, семью и прочие земные дела на полтора года. У каждого члена экипажа оплата будет разная - в зависимости от сложности выполняемой задачи, объема работ, дисциплины во время «полета». С каждым испытателем подписывается договор, в котором должны быть учтены все детали. «Понятно, что люди живые, находятся в жестких условиях, и возникают разные нюансы. Впрочем, если бы не было нюансов, то эксперимент можно считать бесполезным - ведь он для того и затевается, чтобы выявить и учитывать особенности человеческого поведения. Такие, как взаимоотношения людей в замкнутом пространстве, лидерство, конфликты, отношения с родными и многое другое, - говорит Марк Белаковский. - Естественно, пока люди будут отсутствовать, всякое может случиться. Например, космонавт Валерий Поляков улетел когда-то из одной страны, а через год с лишним вернулся совсем в другую и довольно долго не мог окончательно «приземлиться» и адаптироваться. Понятно, что реальный полет продолжается несмотря ни на что. Но поскольку данный эксперимент все-таки проходит на Земле, то и отношение к обстоятельствам другое. Решение о том, чтобы прекратить его по личным причинам, участник будет принимать сам». Детально составлять договор нужно еще для того, чтобы по возможности избежать претензий: например, одна канадка после аналогичного «полета» подала в суд якобы из-за сексуальных домогательств, которым она подверглась со стороны мужчин во время празднования Нового года.

...ухаживать за оранжереями... (Фото: ЮРИЙ МАШКОВ/ИТАР-ТАСС)
...ухаживать за оранжереями...
(Фото: ЮРИЙ МАШКОВ/ИТАР-ТАСС)

Вторая причина, которая толкает желающих на эксперимент, - это профессиональный интерес. Множество заявок подано от людей, которые так или иначе связаны с космической темой - это и российские, и иностранные ученые. Понятно, что для них это уникальная возможность проверить свои теоретические изыскания, и многие сами заплатили бы за полет в космос, если бы у них были деньги. Третья мотивация тоже немаловажная - честолюбие. Имена членов экипажа получат известность, что может кардинально изменить дальнейшую жизнь. В общем, эксперимент может принести значительные моральные и материальные дивиденды.

Космос понарошку

«Корабль» - это наземный экспериментальный комплекс ИМБП, состоящий из пяти герметичных сообщающихся между собой модулей, похожих на огромные бочки. Один из модулей будет имитировать поверхность Марса - там даже насыпят похожий грунт. В модулях предусмотрены индивидуальные каюты членов экипажа, кают-компания, рабочие места для проведения медико-биологических исследований, помещение для хранения запасов (на борту будет 3 тонны воды и 5 тонн еды) и т. п. Естественно, модули оснащены аудио- и видеосвязью. Когда корабль «доберется до Марса», связь будет осуществляться с большой задержкой - сигнал в одну сторону идет 20 минут и столько же обратно. Кроме того, современные технические достижения сделают путешествие комфортнее и достовернее: например, можно предусмотреть иллюминатор, в котором будет видно, как корабль удаляется от Земли, звездное небо. Честно говоря, автор этих строк представлял себе, что участники эксперимента будут «плавать» по комплексу в невесомости, одетые в скафандры. Оказалось, что это не так: на кинокадрах, запечатлевших подобный эксперимент под названием SFINCSS, видно, как в закрытом блоке ходят мужчины в спортивных шортах: занимаются на тренажерах, снимают показания с приборов, играют на гитаре. В ходе эксперимента «Марс500» в состоянии невесомости будут находиться только несколько членов экипажа, и всего 30 суток - перед тем как «примарситься». Ходить все время в скафандрах нет необходимости.

... и дегустировать космическую еду (Фото: ИМБП РАН РФ)
... и дегустировать космическую еду
(Фото: ИМБП РАН РФ)

Однако стоит поговорить о том, что ждет добровольцев в «полете». Об этом «Итогам» рассказал испытатель Герман Мановцев - тот самый, который в 1967-1968 годах участвовал в аналогичном эксперименте. Вообще-то Герман Анатольевич хотел полететь в космос по-настоящему, но не прошел из-за зрения. Так что стал испытателем. В том эксперименте он был командиром экипажа. Лично для Германа Анатольевича самыми тяжелыми были первые дни: «Накатывала довольно серьезная депрессия, мучили мысли: зачем я ввязался в эту историю, когда вокруг воздух и свобода? Но потом начиналась работа, и уже становилось легче». Космический день занят плотно: в 7.00 подъем, зарядка, завтрак. С 9 до 14 часов - отработка методик и научных задач. Иногда экипажу устраивали внештатные ситуации: например, подняли температуру до 30 градусов и увеличили влажность. Испытатель вспоминает, что, ко всеобщему удивлению, перенести это оказалось трудно, организм «растренировался». Задания менялись, особенно члены экипажа не любили сон под наблюдением: приходилось надевать электроды, а в них спать неудобно. После 14 часов - обеденный перерыв на час, потом вечерняя нагрузка (тренировки и пр.), потом ужин и свободное время. Выбор развлечений у экипажа был небольшой: телевизор с тремя программами и книги. В 23.00 на «корабле» объявлялся отбой. Питались на «борту» сублимированными продуктами: заливаешь водой, и они принимают обычный вид - например бефстроганов с пюре. Получалось довольно вкусно, однако порции для молодых здоровых мужчин оказались маловаты. «Первое время мы выбивали из центра увеличения рациона, потому что все время хотели есть. И каждый раз с нетерпением ждали праздничный день, когда нам выдавали роскошный обед - икру, креветки», - вспоминает Герман Анатольевич. Ругались ли члены экипажа между собой? «Ругались, конечно, мы же живые люди, причем толклись все время в помещении размером с маленькую кухню. Ссоры в основном были по работе. Но иногда случались и, что называется, из-за непомытой чашки. Хорошо еще, что было помещение, где мы могли уединяться», - рассказывает испытатель.

Герман Мановцев провел в имитационном модуле целый год (1967- 1968) (Фото: ИМБП РАН РФ)
Герман Мановцев провел в имитационном модуле целый год (1967- 1968)
(Фото: ИМБП РАН РФ)

Напоследок мы с Германом Анатольевичем обсудили не менее важный, чем сам «полет», вопрос: есть ли жизнь после «Марса»? Как адаптируется человек, проведший год в изоляции от внешнего мира? По словам испытателя, первые ощущения на свободе - это запахи, которые сильно бьют в нос, и кажущееся отсутствие звуков: «Тишина прямо давит на уши. В «полете» у нас все время фоном шел шум от установок». Что касается отношений с семьей, то особенных проблем не было. Во всяком случае претензий от жены - мол, «до космоса» был один муж, а теперь стал другой - не поступало. Сам Мановцев отмечает - он стал менее коммуникабельным, хотя у него, по большому счету, адаптация прошла относительно легко. Впрочем, Герман Анатольевич считает, что подобные эксперименты все-таки отражаются на психике человека: «Конечно, такой образ жизни расслабляет: ты вроде как на всем готовом, защищен от неприятностей. Приобретают большее значение примитивные вещи вроде вкусной еды. Поэтому перед возвращением, хотя ты и считаешь минуты, возникает некоторая боязнь». С другой стороны, на свою зарплату испытателя Мановцев купил тогда кооперативную квартиру и машину. После этого участвовал в подобных экспериментах, но уже не таких длительных. Сейчас работает в ИМБП, в свои 60 с лишним чувствует себя хорошо и радуется жизни на Земле.

Все там будем

По всей видимости, через все это придется пройти и экипажу «Марс500». В имитационном полете люди испытают почти все, что чувствуют и переживают настоящие космонавты. Потом этот опыт ляжет в основу реальных космических полетов. Членам экипажа предстоит выполнить научные задачи по следующим направлениям: клинико-физиологические исследования; биохимические, иммунологические исследования; психофизиология; психология малой группы, индивидуальная психология; санитарно-гигиенические и микробиологические исследования; операционно-технологические эксперименты и пр. Все результаты - от того, как складывались отношения в коллективе, до рациона питания - будут анализироваться специалистами. Все это необходимо, чтобы учесть максимум возможных ситуаций и способов их решения в реальном полете.

(Фото: Игорь Зотин/ИТАР-ТАСС)
(Фото: Игорь Зотин/ИТАР-ТАСС)

То, что люди полетят на Марс, чего бы это ни стоило, - не вопрос. Сегодня ситуация до боли напоминает первые шаги человека в космос - кто «первее»? Конкуренты поджимают: Европейское космическое агентство определило концепцию новой экспедиции на Марс, правда, пока без человека - в 2013 году планируют высадить марсоход. Амбициозные планы обнародовали американцы: впервые после 1972 года они собираются на Луну, причем хотят построить там постоянную базу и оттуда стартовать на Марс. Примечательно, что вскоре после того, как было объявлено об эксперименте «Марс500» в России, в США также стали набирать добровольцев для имитационного полета на Марс. Модуль будет установлен на канадском острове Девон. Эксперимент начнется 1 мая 2007 года: добровольцы проведут там четыре месяца. В общем, космическая гонка в самом разгаре, вопрос только в том, из какой страны будет человек, первым ступивший на Марс.

ВРЕЗ: ОПЫТ

Марсианский календарь

«Марс-500» не первый и не последний опыт. Самый длительный имитационный полет прошел в 1967 году: три сотрудника ИМБП под руководством Германа Мановцева «летали» 366 дней. Потом была серия уникальных экспериментов в середине 80-х, когда девять добровольцев в течение года находились в условиях антиортостатической гипокинезии - положения, при котором голова находится ниже ног на 4,5 градуса. Тогда отрабатывалась система восстановления мышечной деятельности. Как объяснили «Итогам» в ИМБП, человеческий организм очень ленив: если какой-то орган или функция долго не востребованы условиями жизни, они «отключаются», поэтому в космосе мышцы теряют тонус, из костей вымывается кальций. Изучив особенности жизнедеятельности человека, ученые смогли подготовить рекордный космический полет Валерия Полякова, который провел на орбите почти 438 суток. Кстати, рекорд пока никем в мире не побит. Еще был эксперимент, когда в состоянии антиортостатической гипокинезии четыре месяца находились женщины. После этого космонавт Елена Кондакова совершила полет на 169 суток. В 1999-2000 годах была проведена серия экспериментов под названием SFINCSS: добровольцы из 9 стран совершали имитационные полеты. Участников разбили на семь команд, сменяющих друг друга: первая «полетела» на восемь месяцев, вторая - на четыре и так далее. На вопрос, какой экипаж можно считать идеальным, Марк Белаковский отвечает так: «Нам интересно все - и чисто мужские экипажи, и когда в их составе есть женщины, и многонациональные экипажи. К примеру, в одном эксперименте командиром экипажа была женщина, и, кстати, она сумела грамотно выстроить работу. Был «полет», когда двумя россиянами командовал немец, причем отлично командовал. Одним словом, для нас представляет ценность самый разный опыт».

Вита Мач

"Итоги" от 22.09.2006
http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_09_02_22_5878.html

____________________________________________________________________________________________________________________________
 
© ГНЦ РФ – ИМБП РАН
© Разработка и дизайн: Олег Волошин