Проект «Марс-500» Имитация пилотируемого полета на Красную планету
Влияние длительной изоляции и мультикультурной среды на невербальное общение
Цель исследования
Рассмотреть влияние длительной изоляции и мультикультурной среды на невербальное общение экипажа.
Основные задачи
a. Рассмотреть изменение модели невербального общения в условиях длительной изоляции.
b. Изучить взаимоотношение между невербальным общением и разными культурами, длительностью полета, ролями и т.д.
c.Проанализировать влияние эмоциональных реакций, настроения и типов нервной деятельности на невербальное общение экипажа
Значимость
Неоднократно сообщалось о множестве межличностных проблем, таких как напряжение межличностного отношения, социальная дизадаптация и даже межличностные конфликты во время космического полета, полярных экспедиций и подводных миссий. А некоторые космонавты встречались с проблемой социальной реадаптации после полета.
Большинство предыдущих исследований фокусировались на межличностных отношениях внутри экипажа или между экипажем и Землей и исследовали факторы, которые могут влиять на межличностное отношение, такие как размер экипажа, неоднородность экипажа, изменения сплоченности, языковые и диалектические различия. Но редко обращалось внимание на механизмы возникновения конфликта, то есть, как эти факторы оказывают влияние на межличностные взаимоотношения.
Длительная изоляция в замкнутом пространстве, небольшой размер экипажа, фиксированные роли приведут к межличностной монотонности. На этапе «полета», доминирующие взаимоотношения среди участников – отношения рабочего партнерства, намного меньше общения с близкими людьми, друзьями, начальником или подчиненными. Из-за ограниченного пространства и небольшого размера экипажа не хватает амортизатора при возникновении конфликта, нет возможности перехода или ухода. Кроме того, навыки межличностного взаимодействия члена экипажа могут подвергаться угрозе со стороны различных культур.
Межличностное общение бывает вербальное и невербальное. Невербальные информации включают в себя интонации, выражение лица, зрительный контакт, позу, дистанцию при общении. Зрительный контакт и поза говорят о взаимоотношении, о степени близости говорящих. Обнаружены значимые различия невербального поведения для разных культур. На самом деле, во многих случаях невербальные информации играют более важную роль для межличностного общения. Американский антрополог Birdwhistell считает, что 65% процентов информации передается путем невербального общения. Американский психолог Albert Mehrabian экспериментально доказал, что общий эффект общения = 7% (речь) +38% (интонация и тон) +55% (выражение лица и телодвижение). То есть люди всегда передают информацию языковыми и неязыковыми символами.
В условиях длительного космического полета проблемы межличностного отношения могут быть связаны с нарушением коммуникационных навыков членов экипажа, особенно невербальных.
Данное исследование предоставит полезную информацию для осуществления психологической поддержки в длительном полете и послеполетного восстановления межличностных навыков после длительных космических миссий.